Рецензии: Понимание комикса

scott1

В издательстве «Белое яблоко» вышла книга Скотта Макклауда (его великолепного «Скульптора» российские читатели уже смогли оценить ранее) «Понимание комикса», которую большинство критиков считают лучшей книгой, посвященной этому виду современного искусства. У кого-то наверняка возникнет закономерный вопрос: «Да чё там понимать?». Действительно, комиксы многими воспринимаются как «картинки для детей», чисто развлекательное и даже, местами, вредное, крадущее время у подростка и мешающее ему заниматься более полезными и нужными вещами. В нашей, конкретной стране, у многих, знакомых с комиксами исключительно понаслышке, это ещё и мощный элемент «вражеской пропаганды», призванный лишить нашу молодежь национального сознания. Оставим откровенный бред в стороне и больше к нему возвращаться не будем, но обязательно вернемся к  первоначальному вопросу про понимание и отметим его как точку старта для крайне интересного и познавательного исследования, проделанного Скоттом. Итак, что такое комикс? Казалось бы, ответ очевиден: рисованные истории на разные темы и для разного возраста, бывают цветные и черно-белые, развились из коротких сатирических стрипов, публиковавшихся в газетах, стали очень популярными в США в двадцатые годы прошлого века и оттуда уже распространили свое влияние на весь мир. Если принять это за основу наших знаний о комиксах, то никаких книг о ним писать и не надо, всё и так понятно. Но так ли это?

scott2

В своем исследовании Макклауд не спешит объявить комикс чем-то уникальным и оригинальным – вместо этого он погружается в истории изобразительного искусства, убедительно доказывая, что форма комикса всегда превалировала в мировой культуре. Начиная от древних шумеров и египтян (уходя в прошлое почти на 3000 лет назад), Скотт приводит пусть не всегда однозначные, но интересные примеры, следы которых затем легко обнаруживаются уже в эпоху средневековых гравюр, классицизма, ренессанса а затем и постмодерна. Но почему это происходит и почему эта форма оказалась столь живучей? И вот тут всплывает главная тема книги, которая в глобальном плане оказывается посвящена не столько комиксам, сколько восприятию человеком окружающего мира и его попыткам этот мир зафиксировать, передать о нём информацию другим людям. Скотт легко прибегает к историческим, культурным, психологическим и социологическим параллелям, выстраивая чёткую последовательность эволюции восприятия и поиска универсальных механизмов её реализации. Эти механизмы и приемы формировались в таких областях, как лингвистика, изобразительное искусство, кинематограф, и многих других, базируясь на приемах абстрактного мышления, свойственного человеку, на способности нашей психики обобщать большие объемы информации, придавая им легко идентифицируемые формы.

scott4

Также внушительный объем книги посвящен семиотике, науке о символах, и здесь любителей комиксов ждёт много познавательных сюрпризов. Рассказывая просто о сложном, автор берётся показать, как наше сознание легко определяет человеческое тело в наборе «палка-палка-огуречик», как мы воспринимаем изменения цветовой гаммы, каким мы видим движение в застывших на листе бумаги черточках и линиях, как мы на основе уникального опыта додумываем всё то, что осталось за кадром, заполняя белые «канавки» между рисунками событиями, что влияет на нашу вовлеченность в изображенные на бумаге события и как этим можно манипулировать. Но не только универсальность восприятия играет важную роль, но и его «разность», его уникальность, сложившаяся из особенностей менталитета: в частности, нам регулярно показывают значительные отличия в подходе к созданию американских комиксов и японской манги. Всё это наглядно проиллюстрировано внушительным количеством примеров, дающих возможность увидеть как редкие образцы «прото-комиксов», так и каноничные работы признанных мастеров, и эти визуальные образы легко доносят до читателей смысл всех тех терминов и понятий, которыми виртуозно оперирует автор, выступающий здесь в двух ролях: остроумного и опытного лектора, умеющего привлечь ваше внимание, и непосредственного участника долгой эволюции комиксов, раз за разом примеряющего на себя всё новые и новые маски, образы и символы. В конце концов, именно этот человечек с простым лицом, с очками и клетчатой рубашкой, стал символом «нарисованных картинок», за очевидной и противоречивой простотой и доступностью которых скрывается мощный слой культурных событий и ментальных процессов.

scott5

Может быть, большинству читателей «графических историй» эта книжка покажется ненужной и даже надуманной, они продолжат и дальше получать удовольствие от чтения красочных комиксов – возможно, они будут по-своему правы. «Чё тут понимать?», когда впереди ждёт бездонная пропасть захватывающих историй и приключений. Но однозначно правы будут и те, кто уделит «Пониманию комикса» свое внимание и пару-тройку часов, поверьте, эти «теории и практики» в картинках подарят вам не меньше историй и приключений, и значительно обогатят ваш культурный и интеллектуальный багаж, добавив массу убедительных аргументов в разговорах с теми, кто считает комикс низшей формой искусства (вот уж точно на что не стоит тратить свое время). Да, забыл:  эта книга – то же комикс, черно-белый с цветными вставками. 216 страниц чистого интеллектуального и фанатского удовольствия, одно из важнейших «жанровых» сочинений и просто хороший пример, как увлеченность одного человека может пойти на пользу многим, давая ключи к пониманию. Книга вышла в мягкой обложке и на плотной бумаге, выглядит солидно и не спешит развалиться в ваших руках за счёт шитого блока, допов нет (в конце — только список копирайтов), но всё, что к ним можно было бы отнести, в той и иной форме представлено на её страницах.

 

https://vk.com/w_label

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s