Рецензии: Спаун. Книга первая

spawn1

Перед вами идеальный пример того, как амбиции одного человека идут на пользу многим. Тодд МакФарлейн уже был настоящей «звездой» в мире комиксов, работая под крылом Marvel над популярными сериями про Человека-паука, но в начале девяностых ему захотелось чего-то большего. Хлопнул ли он дверью, покидая «Дом Идей», или ушел тихо и мирно – неизвестно, но наверняка, переступая порог издательства, в его голове крутились злорадные мыслишки на тему «я сам устрою себе комикс-империю с блэкджеком и…в общем, с прочими радостями жизни». Так оно и случилось: МакФарлейн стал одним из основателей «Image», издательства, которое своими концепциями полностью изменило систему авторских прав в индустрии, и, чтобы новая компания уверенно чувствовала себя на плаву, придумал (сдув пыль со своих школьных тетрадок с набросками) нового и очень непохожего на своих «супергеройских» (хотя некоторые черты, чего уж там, можно смело назвать позаимствованными) предшественников персонажа.

spawn2

Многие из нас, старшего поколения любителей «рисованных картинок», познакомились с этим героем благодаря экранизации 1998 года, хорошего, но не более того фильма, который: а) показал, что часто в основе сумасшедших сюжетов лежат комиксы, б) заставил со страшной силой эти самые комиксы вожделеть, что на тот момент лучше всего описывалось фразой «несбыточная мечта». Те, кто помоложе, могли фильм и не видеть, и тем интереснее им будет познакомиться с одним из самых популярных героев девяностых. Итак, встречайте на русском языке и в роскошном издании – «Спаун»! Работая над этим персонажем, Тодд явно «ушёл в отрыв», встряхнул всевозможные пласты поп-культуры, проанализировал текущую ситуацию в мире комиксов и попытался понять, чего же не хватает порой читателям. Безбашенная атмосфера девяностых, в которой отлично уживался интерес к метафизике и тяга к брутальности, тоже нашла здесь свое отражение. Благодаря всему этому Спаун со своим красным плащом (ну да, совсем как у главной «звезды» DC Comics), с гипертрофированными волшебными цепями и напульсниками с шипами выглядит как сладкий сон оформителя альбомов в стиле «heavy metal», но под этим китчевым прикидом скрывается страдающая душа с печальной историей. Когда-то его звали Эл Симмонс, он был агентом ЦРУ, параллельно выполняя «неоднозначные задания», (проще говоря, подрабатывал киллером), во время одного из которых его убили. Кто убил и за что – это вопросы, которые являются одной из главных интриг этого тома. Важно то, что после смерти Эл попал в Ад, где заключил договор с собирающим армию из пропащих душ демоном Малебольджия, но, как всегда, не обратил внимание на «сноски мелким шрифтом». Он всего-то хотел увидеть свою жену, но, придя в сознание, Симмонс с ужасом узнает, что с момента его смерти прошло пять лет, его память стёрта, его жена вышла замуж и родила ребёнка, а сам он выглядит, скажем так, не настолько хорошо, чтобы приходить в гости к любимой женщине со словами «Дорогая, я воскрес!». Зато адские «благодетели», играющие с героем с злые игры, наделили его суперспособностями, планируя поставить во главе армии Ада. В частности, Эл может принять человеческий облик – но в зеркале он увидит только белого блондинчика. При том, что при жизни был чернокожим. Кстати, это один из смелых ходов Тодда, в то время шансы «афроамериканца» стать протагонистом комикса, книги или фильма были не очень велики.

spawn3

Но на этом МакФарлейн не остановился. Его Спаун мучается кошмарами, галлюцинациями и провалами в памяти, невозможность всё вернуть на круги своя сводит его с ума, заставляет жить в подворотне с бомжами и не высовываться на дневной свет. Но в городской ночи, куда даже полицейские боятся сунуть нос, Спауну самое раздолье. Город, как и любой мегаполис, кишит паразитами: мафия, продажные чиновники, серийные убийцы, отпущенные на волю благодаря несовершенству судебной системы, потусторонние силы ещё не знают, что для них время «благородных суперменов и бэтменов», которые в худшем случае пожурят, погрозят пальцем и отправят в тюрьму, ушло безвозвратно. Спаун борется с преступниками их же методами, не гнушаясь жестокости и насилия. Может быть, в этом кроется одна из причин популярности героя среди читателей: несовершенная Система провоцирует простых обывателей верить в то, что преступники вполне заслуживают смерти без суда и следствия, раз уж законы обеспечивают их лазейками. С этим согласны даже детективы полиции, второстепенные, но весьма заметные персонажи. И об этом напрямую вещают с экранов телевизоров. Идею эту, кстати, Тодд почерпнул из «Возвращения Тёмного Рыцаря» Френка Миллера, но этот неоднозначный поступок, в любом другом случае ставший бы проявлением дурного вкуса и китча, здесь демонстрирует стойкое убеждение автора «я могу сделать не хуже!». И ведь реально может. Но также может МакФарлайн и соскочить с тормозов, накручивая персонажа и делая всё для того, чтобы создать «самый лучший комикс». Он стабильно выдает кажущийся сейчас несколько «олдскульным» детальный и отточенный рисунок, часто отрабатывая прием «картинка в картинке», создавая впечатляющих (и очень оригинальных) в своей инфернальности монстров (один Осквернитель с его набором садистских фантазий, хотя и выглядящий как склонный к ожирению клоун Пеннивайз из Кинговского «Оно», чего стоит!), борющихся за душу главного героя, и не менее жутких преступников, будь то убийца детей (еще один леденящий ночной кошмар среднестатистического обывателя) или киборг (напоминающий, что перед нами всё-таки нарисованная история, где возможно всё) на службе мафии. Каждая страница комикса – это «ловушка для глаз», результат кропотливой работы, выполненной с полной самоотдачей. Профессионализм Тодда помог также привлечь к работе над серией в качестве сценаристов настоящих «звёзд» индустрии. Начиная с седьмого выпуска на обложках стали появляться имена одно другого круче. В главе «На небесах» Алан Мур подтверждает свою репутацию мистика и оккультиста, раскрывая перед читателями детальную схему строения Адских сфер и, попутно, демонстрируя методы вербовки в Спауны. Нил Гейман в «Ангеле» не может отказать себе в удовольствии поиграть немного в средневековый фэнтезийный роман, но, перенеся героев в наши дни, успевает рассказать о том, что Небесам есть что противопоставить Малебольджии и его армии. Присутствует здесь и знаменитый 10-й выпуск за авторством Дейва Сима. Почему этот сон-галлюцинацию Спауна не печатали долгое время, подробно объясняет во вступительном слове сам МакФарлейн, хотя основная причина видится как раз в появлении здесь известного персонажа другого издательства. Ну а в главе «Дом» Фрэнк Миллер втягивает Спауна и его бездомных друзей в трэшовые разборки уличных банд. Хорошие истории получились у «гостей», но всё-таки создается впечатление, что Тодду просто нужны были громкие имена на обложке его «opus magnum», и что сам бы он справился ничуть не хуже.

spawn5

Российское издание первого тома комикса стало долгостроем «XL Media», последние полгода издатели, кажется, только и слышали «Где же первый том? Вы же обещали!». Теперь, когда книга издана, можно смело сказать, что ожидание было оправданным. Проделана гигантская и кропотливая работа по ретушированию (всё-таки комикс довольно старый), много времени занял сложный леттеринг и перерисовка всех надписей. Но каждое приложенное усилие хорошо заметно. Помимо двенадцати первых синглов (а это очень большой объем), в книгу вошли зарисовки, комментарии, отрывки из интервью, промо-арты и обложки. Под твердым переплетом вас ждут глянцевые страницы с качественной печатью, и, конечно же, моя любимая красная ленточка-закладка. Крутой истории – крутой внешний вид, с этой задачей «XL Media» справились на «отлично». В итоге на полках российских комикс-шопов оказался один из самых знаменитых и оригинальных комиксов, способный похвастаться примечательным героем, многоуровневым, мистическим сюжетом, и всё это воплощено в шикарном рисунке. И залёживаться на прилавках «Спаун» явно не собирается, не упустите его.

 

www.xlm.ru

Реклама

Рецензии: Спаун. Книга первая: Один комментарий

  1. Упустил. Сейчас нигде не найти. Но кому интересно, то с выходом второго тома будут допечатывать и первый)

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s