Рецензии: Приключения капитана Донки

донки1

Начало девяностых годов прошлого века ознаменовалось глобальным и разрушительным переломом. Распадались одряхлевшие державы, разносились по кирпичику мешавшие жить людям стены, трещины пошли по экономике, политике, социальным сферам, где-то на планете Земля громче забряцали затворы автоматов, и казалось (особенно глядя отсюда, из России, носившей тогда еще гордое имя СССР и во многом и послужившей первопричиной этих изменений миропорядка), что еще немного – и все рухнет в тартарары. Но эти изменения, такое чувство, происходили не только на уровне физической реальности. Волна пронеслась и по высшим, духовным сферам мироздания, внеся свои коррективы в сложившийся веками порядок вещей. И текущим положением дел в этих сферах их обитатели решили поделиться с жителями Земли, которые эти самые сферы принялись вдруг штурмовать без разбора и цели, прорываясь туда, где их порой совсем не ждали. Ну а что, в мировой истории это случалось не раз: кто-то же устроил экскурсию Данте по Аду, Чистилищу и Раю, показав, как всё устроено на самом деле (жаль только, что многое из увиденного никак не могло быть описано человеческим языком и так и осталось красивыми, но вряд ли имеющими отношение к истинной природе поэтическими образами)? Теперь, после всех кардинальных Сломов и Сдвигов, когда люди оказались готовы узреть новые грани бытия, было принято решение вновь найти того человека, через которого можно было бы устроить прямую трансляцию, и,  желательно, что бы он был не поэтом, а художником, способным реализовать сложные образы, неподвластные слову. Таким человеком стал Владимир Саков. Где-то на заре девяностых ему пришли в голову первые наброски-видения, из которых потом, на протяжении многих лет, формировалась история капитана Донки, ищущего правду на территориях Ада и Рая.

донки5

Думаете, я сбрендил или просто  ёрничаю? Ни то, ни другое. Во всем, что написано выше, я уверился еще тогда, когда в палатке «Союзпечать» (странно, Союза тогда уже не было, а печать была) мне попался в руки комикс (нет, в 1993 это ещё выглядело так: Комикс!!!???) «Приключения капитана Донки». Вторая часть. Первой и продолжения я тогда так и не нашел. Сам факт появления комикса русского автора уже вызывал удивление и восторг, да и содержание этой истории было не похоже на все то, с чем приходилось иметь дело до этого. Книга в мягкой обложке была зачитана на дыр – пусть в силу возраста и среднего школьного образования в ней осталось много непонятного и странного, но даже так она производила сильное впечатление. Хотя по-первости, конечно, казалась первостатейным стёбом, во-многом, кстати, предвосхитившим надвигающиеся на страну и мир коренные изменения. Судите сами: однажды простой капитан милиции (или полиции, не уточняется, но, судя по «западной» фамилии Донквил, дело происходит всё-таки не у нас, пусть по замазкам герой и типичный постсоветский мент) Донки одновременно упомянул всуе и дьявола, и господа. Естественно, сиюминутной борьбой за душу всё не ограничилось: оказывается, для Донки есть специальное задание, от исхода которого зависит будущее Ада и Рая. Взаимное недоверие между этими «структурами» растет, их обсуждение за столом переговоров, как мы видим далее, превращается в вечный фарс, «низ» подозревает «верх» в подготовке Апокалипсиса и дьявол очень надеется на Правдителя Сермяжного, каждого слово которого есть истина в последней инстанции. Надо только его найти, для чего и нужен Донки, но на него свои планы есть даже у Смерти.

донки4

Ад, меж тем, живет по своим законам. Грешники неторопливо (спешить некуда) варятся в своих котлах (как и в нашей жизни, кстати, можно договориться о более комфортных условиях), участвуя попутно в шоу, рекламирующих наркотики («глюк-хрюк – вредно, но приятно») и сексуальные утехи, способные совратить даже ангела (на вооружении – ядрёная секс-бомба!). Туповатые черти со слабыми нервами («чтобы поддерживать порядок, нужно всех дубасить, а чтобы всех дубасить, нужно иметь крепкие кулаки и слабые нервы») вяло несут свою службу, а общая атмосфера тянет, скорее, на провинциальный городок, погрязший в бюрократии и полицейском произволе. Но, не будем забывать, что нам решили поведать через Владимира Сакова об эпохе перемен, которая коснулась и этого мрачного места: идеи Слома и революции, крушения старых устоев укоренились не только в сознании людей, давно умершие души тоже готовы навести свои порядки. На роль пламенного революционера выдвигается Сизиф, и именно ему в итоге предстоит стать Вергилием для главного героя, в компании которого тот совершит свое незаконченное путешествие по Аду и Раю. В Раю, кстати, тоже всё не гладко: бюрократия даст фору земному братству чиновников, обитатели Высших сфер не так смиренны, как этого стоило ожидать, да и сама модель Рая выглядит эклектично, вбирая в себя элементы греческой философии, скандинавских мифов и «Божественной комедии». А ещё здесь летает гордый Орёл с точкой сборки – кто бы сомневался, что в этой модели не найдется места для идей Карлоса Кастанеды? Да и различные чудики, населяющие разные уровни Рая — слонопятеки и тапизюхи, — словно перекочевали сюда со страниц Свифтовских «Путешествий Гулливера», нещадно бичуя языком сатиры современное общество со всеми его заморочками.

донки2

На фоне этих ударных порций юмора рассыпано много реальных философских идей, от «классики» (будьте готовы к двухмерным греческим философам, осознающих, кажется, что они всего лишь закорючки на бумаге, ставшие частью комикса) до «шизотерики» — рассказы Тантала о Межгалактической службе Добра и Зла и о тренировочных законах реальности могут вынести мозг даже продвинутому «мистику», а рассуждения о природе божественного и о смене власти кажутся очень точными и логичными даже спустя десятилетия. И вот поэтому «Приключения капитана Донки» никак не получается запихнуть на прокрустово ложе и отнести его только к чистой сатире – если так, то, положа руку на сердце, шуточка сильно затянулась. А в качестве философского, надиктованного произведения, некоторые аспекты которого суждено понять только спустя многие годы, этот комикс воспринимается идеально. Хотя, конечно, окончательные выводы должен делать сам читатель. С недавних пор ему эту задачу упростили: трудно не увидеть в этой истории мистических стечений обстоятельств (что как-бы вновь подтверждает мою теорию), но спустя много лет люди, помнящие и любящие капитана Донки, случайно повстречали Владимира Сакова и уговорили его выпустить комикс одним томом, в твердой обложке. Так и случилось – роскошное издание с небольшим тиражом в 1000 штук, вопреки многим препонам и проблемам, было издано силами энтузиастов. В него вошло всё, что было создано за двадцать лет визионерской работы.

донки3

И я обязан, раз уж взялся рассказывать об этом комиксе, вас предупредить – да, он не закончен и, вероятно, никогда не будет закончен. Может быть, канал связи закрылся, а, может быть, Там всё опять переменилось или вернулось на круги своя, и теперь эта информация устарела и уже больше не актуальна. И кто-то сейчас, или в ближайшем будущем почувствует тихий зов, возьмет в руки ручку и краски, и начнет рисовать что-то абсолютно другое – но это уже, как говорится, другая история. А Донки – вот он, обрел то физическое воплощение, которое больше всего заслуживал. Смешной и грустный, растасканный на цитаты («хороший хозяин должен предложить, а успеть – это дело гостей», «я прошу эротического убежища») и полный ёмких замечаний о действительности и человеческой природе («мы все вместе и есть – гадкий, безнравственный и прожорливый орёл! Это по-одиночке мы хорошие!»), замороченный и несколько психоделический, местами откровенно странный графический роман с шикарным, ни на что не похожим рисунком. Возможно, одно из главных комикс-впечатлений девяностых, до сих пор имеющий целую армию (небольшую, но боеспособную) поклонников. Короче, классика, обязательная к ознакомлению, хотя современной молодежи, может быть, читать ее после наводнивших рынок супергероев будет сложновато. Но это того стоит.

 

Вы можете купить комикс здесь

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s