Рецензии: Сказки. Издание делюкс. Книга вторая

сказки1

В какой-то альтернативной вселенной Билл Уиллингхэм наверняка сочиняет очередную главу своих «Сказок», напевая себе под нос «мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» — уж больно подходят эти строки для того, чтобы описать то, чем занимается этот замечательный человек, и то, что происходит в выдуманной им реальности. А происходит здесь то, на что другие авторы сказок, адаптировавшие их для юной аудитории, только могли намекать. Итак, все герои знаменитых и не очень волшебных историй живут в нашем мире – к этому их вынудил опасный и таинственный враг, из-за которого им пришлось покинуть Сказочное королевство и перебраться в Нью-Йорк, где они и основали Сказкитаун, надежно скрытый от глаз «мирян». И место это требует неустанного контроля и грамотного управления. А как иначе, если здесь приживают потенциально бессмертные существа, наделенные волшебными силами и такими тараканами в голове (им, например, часто приходила в голову мысль съесть бабушку вместе с внучкой или, например, убивать своих многочисленных невест), что только успевай решать наваливающиеся проблемы?

сказки2

Этим, кстати, активно занимаются заместитель мэра Белоснежка и Бигби (он же Серый Волк), ставший местным шерифом. У этой парочки сложные отношения – и (спойлер!) под конец этой книги они станут еще более сложными, просто-таки неразрешимыми, наверняка поставившими бы в тупик и Шарля Перро, и братьев Гримм. Но вернемся к истории. Как и в первом томе «Сказок», во второй части делюксового издания комикса Билла Уиллингхэма, созданного при участии огромного числа именитых художников, нам ждут два «крупных» детективных сюжета, нити которых завязаны на прошлом и настоящем обитателей Сказкитауна, ведущих борьбу за власть, а заодно и за деньги. В первом из этих сюжетов у сказочных беглецов начинаются проблемы с одним из мирян, и план по их решению предусматривает участие Спящей Красавицы (она же Шиповничек) и ее сонного таланта (пробуждение поцелуем влюбленного принца – это отдельный повод для автора поиграться на грани скабрезности и остроумных манипуляций со сказочными канонами). А также здесь четко обозначены проблемы взаимоотношений некоторых обитателей Сказочного города, которые приведут к неожиданному финалу и прорвутся кровавым нарывом в следующей «большой» истории, носящей романтичное название «Сказочная любовь». Здесь Бигби и Снежку ждет незапланированный отпуск, Сказкитаун окажутся на грани переворота, а одна белокурая злодейка, натворившая дел в первом томе, получит по заслугам. А еще здесь есть мышлиция, и ее сотрудники, пусть и малы и порой незаметны, несут свою службу со всей ответственностью и верностью присяге. Как и раньше, здесь много остроумных диалогов, неожиданных сюжетных твистов, ироничных отсылок к масскульту (чего стоят названия комиксов, популярных у молодежи Сказкитауна) и могучей харизмы Бигби, представляющего собой идеальный пример героя, объединившего черты «Крепкого орешка» Брюса Уиллиса и Росомахи.

сказки3

Помимо «сегодняшних» историй о жизни своих героев, Билл в этом томе дает возможность заглянуть в прошлое некоторых ключевых персонажей. Собственно, книга начинается с истории о Лукавом Джеке (от же Джек-с-гор, герой американского фольклора, или же Хитрющий Джек), который поучаствовал в войне Севера и Юга (кстати, спасибо переводчику за отлично переданный южный акцент), обыграл в карты дьявола и отправил в отпуск смерть – а заодно и устроил зомби-апокалипсис местного значения. Не спешите показывать эту историю детям, помимо финальной мясорубки и ходячих мертвецов, здесь присутствуют весьма откровенные кадры. Вроде бы «проходная» байка, но она неожиданно помогает лучше понять мотивацию и поступки этого находчивого паренька уже в наши дни. Есть здесь и комикс «Невесты из ячменных зернышек», обыгрывающий репродуктивные проблемы лилипутов и связанные с ними обычаи. Рассказ остроумно переиначивает историю Дюймовочки, и сам по себе весьма хорош, но к рисунку у меня как-то не лежит душа. Также о трагическом прошлом сказочного мира рассказывает новелла «Последний замок», полное печали повествование о том, как персонажи сказок прорывались к нам через единственный уцелевший проход, отбиваясь от атак ужасного врага, поданное в стилистике «классического фэнтези»: с осадой замка, с огнедышащими драконами и рыцарями, а заодно и с благородными разбойниками Шервудского леса. А еще здесь есть Красная Шапочка (автор, правда, не забыл вернуть ей «исторически верный» капюшон цвета крови вместо более детской шапки) и Пастушок, между которыми вспыхивает романтическое чувство, самопожертвование и горесть потери, которую герои пронести в наш мир. Занятная вещь, проливающая свет на минувшие дни этой Вселенной – но мне всё-таки больше нравятся истории из «нашего времени», образующие современную, так сказать, сюжетную канву. Вот где настоящие «скандалы, интриги, расследования», красивый и детальный рисунок (объединивший каноны сказочных иллюстраций и гламурный шик Нью-Йорка, словно сошедший с голливудских постеров Золотого Века), живые персонажи и игры в все жанры, кроме скучного. И все это приправлено настоящим талантом рассказчика. Билл явно выстраивает грандиозный мета-сюжет, развитие которого способно привести эту сказочную Вселенную к непредсказуемым последствиям, и уже сейчас избавляет, на удивление читателям, книгу от казавшихся ключевыми и неубиваемыми персонажей. Или это просто хитрый и по-сказочному обратимый сюжетный ход?

сказки4

Герои «Сказок» являются нашим зеркальным отражением: они ведут себя как мы, их мотивируют те же вещи, что и нас, «мирян» (власть, богатство, секс). Но всё равно, знакомые с детства образы вызывают чуть ли не умиление и восторг, заставляя ждать волшебства и чуда. Правда, лично мне уже недостаточно фразы «…и жили они долго и счастливо», которой вполне хватало в детстве, когда кто-то из родителей закрывал книгу со сказками, откладывая свидание с ее героями на следующий вечер. Теперь мне хочется знать, что же было в этот период «долгого счастья» и куда оно может завести. Поэтому я однозначно выбираю «Сказки» Уиллингхэма – один из самых оригинальных и лучших комиксов последнего времени, талантливо соединивший «городское фэнтези», «магический реализм» с хорошо знакомыми архетипами вечных мифов. Второй том, выпущенный в России «Азбукой» — яркое подтверждение этому.

 

www.azbooka.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s