Рецензии: Герметический Гараж

гараж1

Может случиться и так, что, начитавшись в интернете пресс-релизов и восторженных фанатских комментариев вроде «один из самых грандиозных графических романов ХХ века», «гениальная вещь»», «лучшее творение великого художника», и взяв впервые в жизни в руки «Герметический гараж» (благо издательство «Zangavar» предоставило такую возможность, подготовив шикарное русское издание), вы испытаете недоумение. Или даже раздражение. Может быть, спросите себя, пробегая глазами по черно-белым страницам: «Что это за бред?». Да, «Герметический гараж» француза Жана Жиро, известного под псевдонимом Мёбиус – очень непростая и специфическая для понимания штука. Начнем с того, что она началась с нескольких коротких историй, которые Мёбиус нарисовал «просто так», в творческом запале, и они, попав на страницы журнала «Métal Hurlant» (в США он выходил под названием «Heavy Metal»), неожиданно потребовали продолжения, не планировавшегося изначально. А (якобы) главный герой «Гаража», импозантный и всемогущий майор Груберт, предпочитающий в одежде колониальный стиль, до этого мелькал на страницах других комиксов, в основном отыгрывая юмористический типаж «француз в отпуске».

гараж2

Постепенно, выпуск за выпуском, к истории добавлялись новые главы, занимавшие, как правило, один, максимум два книжных разворота. Причем очень не скоро читатель начинает понимать взаимосвязи и сюжетные линии, объединяющие эти главы. Действие, происходящее в фантасмагорическом антураже созданного Грубертом мира, развивается нелинейно, оно абсурдно, напичкано неожиданными появлениями и исчезновениями персонажей, порой перегружает сознание обилием никак не поясняемых, судя по всему, выдуманных прямо на ходу терминов («трассировщик», «двойная хроматическая поляризация», «кид’берг убийца»), относящихся к технике этой вселенной и к ее мироустройству. Заметно, что сам Мёбиус тоже не сразу понимал, куда движется его рассказ, а, поняв это, он (наверное, больше для себя, чтобы не запутаться) стал помещать в начало каждой новой главы небольшое резюме, напоминающее о том, что происходило ранее. Собрав их воедино, мы можем понять, что у майора какие-то разборки с неким Джерри Корнелиусом, мчащимся по тайге на своем вездеходе «Свиоккла 2000», и что ему, майору, предстоит спасти этот мир, расположенный на одном из астероидов в созвездии Льва, совершив путешествие через три его уровня и сразившись со злодеем по имени Бакалит. Спасением мира заняты вроде бы и другие герои: андроиды, влюбленные шпионы, красивые девушки, растерянные инженеры, колонисты космического фронтира, местные фрики и инопланетяне.

гараж3

Но постепенно логика повествования, русскому человеку напоминающая о фильме «Кин-дза-дза», приведет вас к простому и странному выводу: оно, повествование, здесь – совсем не главное. И логика тоже не играет никакой роли. В работе подсознания она вообще не нужна. А ведь именно подсознание берет на себя главную роль в «Герметическом гараже» — подсознание Мёбиуса, решившего довериться ему и сделать феерический портрет той эпохи, которая оказала столь сильное влияние на его воображение и стиль рассказчика. Итак, на дворе 1976 год: затихающая в США «психоделическая революция» докатилась волнами до Европы, Карлос Кастанеда недавно опубликовал свою первую книгу, заразив продвинутую публику такими понятиями, как «точка сборки» и «Нагваль» (это понятие занимает важное место в «Гараже»), Сальвадор Дали, может быть, и сказал все, что хотел в своем творчестве, но влияние, которое его сюрреализм оказал на искусство, трудно переоценить. «Звездные войны» выйдут в прокат уже во время работы над комиксом, и пустынные пейзажи инопланетных миров вроде Татуина с их многообразием феерических форм жизни тоже перекочуют сюда, вместе с пыльными ландшафтами «Дюны» Фрэнка Герберта. И, да, в литературе правит фантастика новой волны – истории для подростков кончились, вместо них начался бесконечный поиск новых тем (вроде проблем социума и его дальнейшего развития), форм и образов, порой откровенно провокационных, которые не могли ограничить уже порядком замшелые каноны «золотого века». Мёбиус, давний фанат фантастической литературы, не избежал прямых заимствований из романов «классиков», впрочем, не особенно это и скрывая: тот же Джерри Корнелиус перекочевал сюда прямиком из романа Майкла Муркока. И, конечно, не остались в стороне комиксы про супергероев – финальная часть «гаража» служит убедительной отсылкой к персонажам, умеющим летать и испытывающим тягу к необычным костюмам и регулярному спасению мира. Все это (и многое другое) Мёбиус пропускает через себя, трансформирует и выдает в итоге набор символов, ключей к ним и сюжетных поворотов, заключенных в той самой знаменитой ленте «настоящего» Мёбиуса, в честь которого Жиро взял свой псевдоним. Кстати, слово «герметический» в названии произведения, возможно, отсылает к «герменевтике», направлению в философии, выросшему из теории интерпретации литературных текстов, что как нельзя лучше подходит к данной книге. Философией пронизаны и самые последние кадры «Гаража», отсылающие к извечным вопросам про «сон разума» и про то, «насколько реальна реальность», но вдаваться в детали здесь я не буду – малейшие намеки способны испортить вам впечатление.

гараж4

Помимо «сложных» отсылок, художник наполнил свое произведение и «простым» юмором: та же «Свиоккла 2000» своим названием никак не дает выбросить из головы известный овощ, а не раз упомянутая «ризла» является всего лишь сортом табачной бумаги для закатывания самокруток. Наверняка во внешности некоторых персонажей отразились черты друзей и знакомых самого художника. Рисунок «Герметического гаража», однородным не назовешь: сказывается и разница во времени создания, и настроение автора, решившего порой разбавить серьезность происходящего ненавязчивым мультяшным стилем изображения. Но большинство страниц книги – это, конечно, нечто невероятное в графическом плане, демонстрирующем уникальный авторский стиль и его дар визионера. Кстати, это творение Мёбиуса, помимо задачки понять и принять все происходящее на его страницах, перед русскими читателями ставит одну диллему:  дело в том, что «Zangavar» анонсировали издание двух версий комикса, в оригинальном черно-белом виде (я веду речь именно о нем) и в цветном, которое появится на свет чуть позже и будет стоить чуть дороже. Так что решать вам. Черно-белое издание выглядит роскошным украшением любой книжной полки. У него большой формат 235 × 312 мм., позволяющий увидеть все нюансы и детали рисунка, твердая обложка с металлизированным названием, высокачественная печать.

гараж5

В свете всего вышесказанного я не могу давать вам однозначных рекомендаций. Подозреваю, что у кого-то «Герметический гараж» может элементарно «не пойти». Тем не менее, это одна из тех книг, знакомство с которой крайне желательно: на фоне американского мейнстрима, выходящего в нашей стране, издание подобной «классики» выглядит грандиозным событием, способным открыть перед читателем огромный пласт европейского авторского комикса, для чтения которого не помешает культурный багаж, хранящийся в герметическом гараже вашего подсознания.

 

www.zangavar.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s