Рецензии: Львы Багдада

pride1

В апреле 2003 года сводки новостных агентств мира пестрили сообщениями об успешных боевых действиях коалиционных сил, вторгшихся в Ирак с целью свержения режима Саддама Хуссейна. Но за подавляющей массой этих новостей проскочила одна, вызвавшая серьезный общественный резонанс – стало известно о разрушении Багдадского зоопарка, из которого сбежали и ушли в объятый войной город животные, в том числе и опасные хищники вроде медведей и львов. Из примерно семисот сбежавших животных выжило только… тридцать пять. Многие использовали этот факт, чтобы поднять вопрос о «случайных жертвах войны», защитники животных акцентировали внимание на  теме ответственности за тех, кого мы приручили (ну, в данном случае пытались приручить). Некоторое время спустя эта драматическая история, закончившаяся трагично для многих ни в чем не повинных (хотя и очень голодных, что реально ощутили на себе некоторые такие же неудачливые жители Багдада) «беглецов», вдохновила американского сценариста Брайана К. Вона на создание графического романа, в котором бы не только освещались события того апреля, показанные глазами непосредственных участников событий, но и предпринималась бы попытка ответить на вопрос «Что на самом деле представляет из себя эта заманчивая Свобода?».

pride4

Четыре льва живут в вольере зоопарка – и у каждого из них свое понятие Свободы. Вожак стаи, Зилл, выросший на воле, но испытывающий удовольствие от регулярной кормежки, несколько примиряющей его с положением пленника. Его старшая «жена», одноглазая Сафа, считающая зоопарк местом, где она защищена от опасностей большого мира (а ей пришлось пережить в жизни жестокие моменты, и в контексте ее истории Вон поднимает неудобные вопросы о насилии, через которое приходится пройти многим женщинам даже в наше время), покидать который она точно не планировала. Молодая Нура, полная сил «революционерка», рвущаяся на волю, о которой у нее сохранились весьма смутные воспоминания, но зато точно знающая, что «хорошо там, где нас нет», и что никакие преграды не должны ограничивать живое существо на пути к свободе. И, наконец, Али, сын Зилла и Нуры, юный львенок, слышавший о воле от своего отца и второй «матери», испытывающий к этому загадочному явлению чистый, детский интерес, но не способный осознать многое из того, что ему рассказывают из-за отсутствия какого бы то ни было опыта. Он даже не знает, что такое горизонт, так как его размеренная жизнь ограничена стенами вольера. Но в один день «стальные птицы» ВВС США открывают прайду путь в большой город, где им придется выживать, вспоминая подзабытые навыки, налаживать отношения друг с другом, сражаться с жестокими врагами и слушать советы друзей, и попытаться разобраться с этой необъяснимой и неуловимой свободой, которую можно желать всей душой, но которая может оказаться очень жестокой…

pride2

Последний поход гордых и сильных, но мало что понимающих в реалиях военного времени львов для Вона и художника Нико Анришона – не только повод поведать душещипательную историю, не оставляющую читателей равнодушными, но и удачная попытка мрачной сатиры над тоталитарным обществом и над тем, как оно меняет отношение людей к себе, к своим правам, к окружающим. Даже на фоне легендарного скотного двора Оруэлла зоопарк выглядит очень точной аллегорией этого общественного строя, как и Фаджер, вызывающий ужас медведь (парадоксально, но, описывая его, Брайан предлагал художнику обратить внимание на диснеевские образы этого зверя) в полной мере олицетворяющий многочисленных пособников режима, которым условия тирании кажутся самыми оптимальными и правильными, а несогласных они предпочитают уничтожать. Ну и совсем явным намеком выглядит то, что схватка с этим монстром происходит в разграбленном и пустом дворце Саддама, и в этой битве добро побеждает. Можно подумать, что патриотично настроенный Вон полностью поддерживает разгром Багдада ради пресловутого воцарения демократии и мира во всем мире – но, как мне кажется, речь идет не об этом, ибо на фоне поднимаемых в книге тем даже внешняя политика США кажется сиюминутным вопросом, теряющимся на фоне рассуждений об истинных и вечных ценностях. Да и солдаты армии США героями здесь не выглядят – они просто делают то, что должны делать, как мы узнаем в самом конце, защищая свои жизни и выполняя приказы.

pride3

Проживающий во Франции канадский художник Нико Анришон проделал великолепную работу – его рисунки объединяют солнечный зной и яркие цвета города, превращенного в занесенные пылью руины, читатель буквально ощущает жару и запах гари и крови, следуя за прайдом по узким улочкам, над которыми проносятся истребители, сея смерть. Экшн-сцены захватывают дух, некоторые кадры шокируют насилием, а финальные страницы, происходящее на которых, в общем-то, вполне ожидаемо, еще долго не отпускают, что-то переворачивая в душе. Это превосходный, взрослый комикс (если вы не ждете по каким-то причинам от него чего-то в духе «Короля-льва»), созданный настоящими мастерами, выводящими сам жанр «графического романа» на совершенно новый эмоциональный уровень. Не пропустите российское издание: оно воспроизводит оригинальный «делюкс», выходя в формате 180х280, в суперобложке и с множеством дополнительных материалов, среди которых есть и наброски главных героев и варианты обложек, а также сценарная заявка Вона. Прекрасная книга.

 

www.azbooka.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s