Рецензии: Блэксэд. Том второй

black1

Черные коты во многом незаслуженно являются символом невезения, но для испанцев Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо один из этих котов стал олицетворением удачи и славы. Созданный этими авторами комикс «Блэксэд», принесший им всемирную известность, рассказывает о приключениях Джона Блэксэда, частного детектива, живущего и работающего в послевоенной Америке – в мире, все обитатели которого являются антропоморфными животными. Так что Джон – кот, но в друзьях у него числятся ласки, немецкие овчарки и другие млекопитающие. Во всем остальном герои комикса ведут себя как люди, ими повелевают те же страсти и амбиции, создавая прочную основу для закрученных и драматических сюжетов комикса. В первом томе, недавно выпущенном издательством «Азбука», Блэксэд расследовал убийство своей бывшей возлюбленной, известной актрисы (идя по стопам не только преступников, но и своих коллег-детективов, вроде Филиппа Марлоу, воспетых «нуарным» кинематографом того времени и бульварным чтивом), срывая покровы с великой мечты о сладкой жизни голливудских звезд, а также занимался одним деликатным делом, в процессе которого поднимались нелицеприятные вопросы расовой нетерпимости, наверняка близкие самому Джону, учитывая, что кот он все-таки черный.

black2

Во втором томе криминальная тема уступает место политической: в истории «Красная душа» действие разворачивается вокруг ядерной программы США и гонки вооружений, в которую оказывается втянут старый друг Джона, профессор Либбер (чья мудрость выражена совиным обликом) и его друзья, представители культурной «элиты». Шпионский триллер получился весьма захватывающим, он вполне подошел бы для экранизации, в которой, увы, фабрика грез не обошлась бы без изрядной «клюквы» в адрес Советского Союза – что и говорить, если тогда Голливуд штамповал «агитки» с названиями вроде «Я вышла замуж за коммуниста» (плакат которой мы видим в этом комиксе), чему очень способствовала разгорающаяся антикоммунистическая истерия и начавшаяся охота на ведьм, вдохновленная сенатором Маккарти. Авторы «Блэксэда» без «клюквы», к счастью, обошлись, создав вместо этого яркий и точный (если судить сейчас, спустя более чем полувека) портрет времени, выведя на первый план реальных исторических персонажей, обнажив, местами в ироничной форме, их истинную чуть через удачное использование «звериного» образа. Так, Либбер стал собирательным образом ученого, корпящего над «Манхэттенским проектом» и задумывающимся о том, к каким чудовищным результатам может привести его изобретение. За образом клерикала и фанатика Галло трудно не разглядеть того самого Маккарти – интересно, понравилось бы последнему, что его изобразили петухом? Культурная среда того времени представлена отсылками к живописи Поллока и Ротко, на пляже безумствует бизон Гринберг, читая «элитной» публике знаменитый «Вопль» Аллена Гинзберга, отца-основателя движения битников. Ну а Альма? Просто красавица, столь необходимая по сюжету нуарному детективу? Или тоже собирательный образ героинь эпохи зарождающегося равноправия и эмансипации, сильная, талантливая и смелая, но тайно грезящая, совсем как Мерилин Монро в фильме «Ниагара», о романтическом свидании у Ниагарского водопада?

black3

Вторая история, вошедшая в книгу, называется «Ад Безмолвия». Место ее действия – самый таинственный и самый “неамериканский” город Америки, Новый Орлеан, родина джаза, поклонником которого, кстати, является Блэксэд, пристанище колдунов вуду, место, где можно легко потерять связь с реальностью и поставить на кон свою жизнь. Но не только любовь к  музыке привела сюда детектива и его помощника, пронырливого репортера Уилки. Владелец крупного лейбла, выпускающего записи местных “звезд” жанра (пусть многие из них отбывают срок в тюрьме, а некоторые бомжуют на улице, такова уж аура этого города), просит Джона отыскать одного из артистов. Себастьян Флетчер заслужил звания “великий”, Блэксэд без ума от его музыки, но наркозависимость вот-вот поставит окончательный крест на карьере пианиста. Который, кстати, готовит свое последнее выступление, на котором обещает исполнить новую песню – и эта песня может представлять реальную опасность для многих персонажей, выдав одну старую и нелицеприятную историю. В этой главе авторам превосходно удались персонажи – каждый со своей правдой, каждый несет свой груз и пытается найти выход из ситуации и оправдание своим поступкам. Но в памяти, прежде всего, остается рисунок. Нет, он не затмевает все то, что было нарисовано Гуарнидо до этого, он просто выводит графическую часть комикса на уровень настоящего изобразительного искусства. Посмотрите на 66-ой странице, как в логове колдуньи падает из окон свет на лица героев. Как превосходно обставлена игра света и тени во время посещения Джоном поместья Томаса Лашапеля. Насладитесь, как феноменально передана пестрая, праздничная атмосфера праздника Марди Гра, позволяющая практически услышать шумное веселье и почувствовать вихри зажигательных танцев. Серьезно, это что-то невероятное.

black4

Бузупречно-стильный «Блэксэд» издан в России в оригинальной формате 230х305 мм, с нужным набором примечаний, поясняющими взаимосвязи этого графического романа с эпохой, о которой он берется повествовать. В русском издании «бонусом» идет суперобложка (выдающая одну из неприятностей, которая произойдет с главным героем по ходу действия), призванная скрыть сам факт курения персонажей. Что поделать, в те годы принято было много и стильно курить. Настоящий шедевр европейского комикса.

 

www.azbooka.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s