Рецензии: Коралина

кор1

Некоторые двери ни за что не стоит открывать – особенно если они однозначно не ведут в Нарнию и проход в них даже заложен прочной кирпичной кладкой. Но юная Коралина (именно так и никак иначе) Джонс, переехавшая со своими родителями в старый дом, где когда-то жила их бабушка, находит опасные приключения именно за одной из таких дверей. Конечно, на излете дождливого английского лета, за несколько недель до начала учебного года можно было бы найти себе развлечение получше даже в этой провинции, но вот только Коралине здесь неимоверно скучно: прогулки на природе и знакомства со странноватыми соседями (и не менее странноватыми животными, шастающими по округе) занимают ее внимание на весьма непродолжительное время, а родители, погрязшие в повседневной рутине, словно и вовсе не замечают свою дочь и ее потребности в общении. А за волшебной дверью ее ждет другая мама, которая, кажется, любит ее по-настоящему и ни за что не отпустит обратно. У нее всегда готова вкусная еда, в доме чисто и уютно, но есть одна маленькая странность: вместо глаз у нее пришиты черные пуговицы…

кор0

Вышедшая в 2002 году повесть «для детей и юношества» «Коралина» знаменитого писателя Нила Геймана была тепло встречена читателями и критиками, получила множество заслуженных наград и была адаптирована в разных жанрах современного искусства. Было несколько изданий с иллюстрациями знаменитых художников, был поставлен мюзикл «по мотивам», выпущена компьютерная игра и, конечно же, дошло дело до Голливуда. Взявшись за дело, мультипликатор Генри Селик «визуализировал» приключения главной героини в пугающем и сумасшедшем мире, населенным гротескными персонажами, с которыми происходят непредсказуемые события, словно перекочевавшие сюда со страниц английской классики «готического романа» (готика вообще была в то время в модных трендах), сюрреалистических детских книг вроде «Алисы», и «магического реализма». Хорошо помню, что при просмотре этого мультфильма (кукольного, если кто не помнит, что придавало ему очарования и безумия), на некоторых сценах я, вжимаясь в кресло, спрашивал себя: «Детский мультик?!! Да ладно, тут взрослому впору закрывать глаза от ужаса!». Но, возможно, первой адаптацией этой книги можно считать именно графический роман, который создал Ф.Крэйг Рассел, хорошо знающий, как сделать из романов Геймана отличные комиксы – на счету этого автора и художника такие работы, как «Мистерии убийства» и «История с кладбищем», где налицо были все доказательства того, что адаптации можно делать не только для фанатов, и что в руках профессионала они могут получится ничуть не хуже, а то и лучше оригинала. На момент начала работы он не был знаком с визуальным стилем грядущего мультфильма, поэтому нарисовал «Коралину» так, как подсказывало ему его воображение – и именно эти отличия в восприятии истории и делают данный комикс желанным чтением у тех, кто хорошо знает о приключениях этой девочки, или еще только готовиться о них узнать.

кор6

Рассел не перегибает палку, как Селик – его героиня далека от мультипликационной «странности», да и окружающие ее персонажи первое время тоже не выглядят и не ведут себя как записные фрики. Здесь соседи Коралины – типичные английские старички, может быть, малость не в себе, но не более. Сама девочка тоже вполне «нормальная», просто в какой-то момент ей становится скучно. Здесь, кстати, Гейман мимоходом поднимает важную тему, показывая, как часто взрослые, пусть и не по своей воле, а находясь во власти жизненных обстоятельств, не замечают своих детей, уделяют им мало внимания. И если для юных читателей это только удобная предпосылка к дальнейшему развитию сюжета, то для их родителей – неплохой повод задуматься. Также стоит отметить, что у Расселла получился очень светлый (не только в плане настроения, но в плане красок, стиля рисунка) комикс, и это условие соблюдается даже тогда, когда сгущается туман, приходит ночь, созданный «другой мамой» мирок показывает свою истинную суть и начинается самая жесть, от которой и мэтры вроде Лавкрафта или Кинга, почувствовали бы бег мурашек по своим спинам. Также Расселл заботливо сохранил все любимые фишки Геймана – диалоги, порой балансирующие на грани абсурда и представляющие собой изящную игру слов и символов, отсылки не только к другим произведениям (среди которых вполне очевидно первое место занимает «Алиса» Кэрролла,  прописавшаяся здесь не только мудрым разговаривающим котом и зеркалом, открывающим путь в параллельный мир), но и к различным мифологическим архетипам (к ним можно отнести и детские страшилки про выползающую из-под дивана руку и прочие «ужастики»), и просто занятные образы, рожденные в воображении Нила. Хорошо показано в конце и особое отношение именитого писателя к смерти, настолько философское и меланхолично-светлое, что позволяет ему отправлять в вечное странствие по неизведанным землям измученные долгим пленом детские души, не вызывая нареканий в духе «что ты делаешь, это же детская повесть!». В комиксе «Коралина» вообще много авторского текста, и, кажется, автор следует за своей героиней, не на секунду не оставляя ее одну – а в некоторых ситуациях это незримое присутствие дорогого стоит. Рассказчик направляет девочку, ведет ее по темным коридорам старого дома, в котором приведения не выступают в роли главных антагонистов, являясь вызывающими сочувствие жертвами, тихо шепчет ей о приближающейся опасности (например, когда ей предстоит жесткая схватка с «другим отцом», и вырывание глаза здесь служит горькой метафорой того, что ее настоящий отец свою дочь подчас не замечает и не видит в упор), но не уводит ее от подступающих ужасов, исправно насыщая повесть саспенсом.

кор5

«Коралина» стала для многих читателей любимой историей. Ее можно любить за закрученный сюжет и продуманный фантастический антураж, за то, что ее создатель не «сюсюкается» с юным читателем, а говорит с ним на равных, также как и с читателем взрослым, находящим здесь отголоски своих, давно уже забытых, детских фантазий, наполняющих серый мир вокруг множеством невероятных тайн и приключений. Комикс в этом плане удался на все сто: бережно сохранив атмосферу и сюжет, Крэйг подарил нам смелую и симпатичную героиню, яркий рисунок, добротные порции морали и замечательное чувство очередной встречи с чудом, которое не испортишь пуговками, крысами, коконами с монструозными барышнями и ползающими руками. Со всем этим можно бороться, как показала нам Коралина. Российское издание графического романа получилось отличным: твердая обложка дополнена «супером» с золотым тиснением, (и там, и там разные арты, мелочь, а приятно), бумага и печать на высшем уровне, к переводу особых претензий нет. Замечательный комикс по одной из лучших мистических историй последних десятилетий.

 

www.ast.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s