Рецензии: Пейшенс

cover_Patience

Сколько бы ученые и авторы различных книг и фильмов, наслушавшиеся этих ученых, не грозили бы пальчиком аудитории, призывая ее не ввязываться в путешествия во времени, всегда находятся индивидуумы, которым ну очень надо отправиться в прошлое или будущее, чтобы изменить что-то в своей жизни или в истории всего человечества. Так что «темпоральная фантастика» живет и здравствует, раз за разом погружая читателей и зрителей в бездну невероятных парадоксов, густо замешанных на моем любимом вопросе «Что было бы, если…?». Совсем недавно на этом поприще отметился уже непререкаемый классик Стивен Кинг со своим романом «11/22/63», а спустя пять лет молчания Дэниел Клоуз, знаменитый автор графических историй (вроде «Призрачного мира») отправил героя своей новой книги в безумное странствие по реке времени. Причем Клоуз, подсознательно или нет, приглядывается к Кингу, беря у его персонажей на вооружение некоторые способы, помогающие выжить и обеспечить финансовое благополучие в прошлом (конечно же, с помощью ставок на спортивные события), да и мотивирующая фраза «убил бы ты мать Гитлера?» у Стивена тоже проскакивала в одной из книг (там правда, речь шла о самом Адольфе, но суть, думаю, понятна). Исследовать Клоуз тоже предпочитает американскую глубинку со всеми ее прелестями и недостатками. Но начинается все в большом городе: герои книги Дэниела, Джек и его его жена Пейшенс – обычные люди из провинции, пытающиеся выжить в мегаполисе. Пейшенс беременна, а Джек зарабатывает на жизнь, раздавая порнофлаеры на улице, так что вопросами финансовой состоятельности семейная пара озабочена очень, что напрямую ведет к депрессии, психозам и мыслям о том, как им прокормить еще не родившегося ребенка. Но однажды эта далеко не идеалистическая семейная жизнь заканчивается трагедией: Джек находит свою жену убитой. Поиски убийцы ни к чему не приводят, и Джеку приходится взвалить на себя груз трагедии и жить дальше. Жить до того момента в недалеком будущем, когда один «ботаник» даст ему шанс вернуться в прошлое и все исправить. Или сделать хуже – все мы знаем, как это обычно бывает.

pat3

Если критики называют «11/22/63» «великим американским романом», то «Пейшенс» явно стремится претендовать на звание «главного комикса десятилетия». Здесь не идет речь о спасении мира – на мир главному герою вообще плевать, его мотивация заключается в маниакальном желании спасти близкого человека. Человека, о котором он узнает со временем самые неприятные тайны – но все равно продолжает любить. Он знает, что менять прошлое опасно, но все равно, в некоторых экстремальных ситуациях дает волю эмоциям, что приводит в итоге к предсказуемой, но от этого не менее интересной развязке сентиментально-психоделического толка. Да и само время не любит, чтобы в его бег так топорно вмешивались, поэтому всячески противится действиям Джека, обеспечивая его жесткими трипами и отключками. Все это хорошо передается глючным стилем рисунка эпохи «детей цветов», метафизика которого явно явилась художнику под «кислотой», да и в целом «Пейшенс» выглядит удачным «ретро», приковывая внимание простыми, четкими линиями, минималистическим антуражем и яркими цветами.

pat2

Настроение сцен из прошлого, отношения в кругу «местной» молодежи и возникающие здесь проблемы (хотя они действительно актуальны в любое время), кстати, напоминают еще один культовый комикс, «Черную дыру» Чарльза Бернса. Но вот сами герои никаких приятных чувств не вызывают – скорее, наоборот. Пейшенс являет собой типаж типичной «колхозницы», вырвавшейся в большой мир мегаполиса, но четко следующей, как бы она не стремилась все исправить и забыть, прописной истине о том, что можно вывести девушку из колхоза, но нельзя вывести колхоз из девушки. История жизни, от которой она бежит, в принципе, знакома подавляющему количеству женщин, окружающие ее грубые и похотливые козлы, среди которых преобладают две типовых категории: «гопники» и «мажоры», тоже вполне узнаваемы, даже если вы не читали романов про провинциальную Америку, а просто знаете, какого это – пройтись вечерком по маленькому, областному городку. Джек похож на типичного неудачника, который не стремится вырваться из круга проблем, ему все время кажется, что вот-вот сейчас все станет лучше, и эти несбыточные надежды он подпитывает своей любовью к жене, женщине гораздо более рациональной и прекрасно понимающей, что лучше, в эпоху порнофлаеров, явно не будет, а поэтому лезущей на ebay покупать б/у молокоотсос, пока ее муж витает в облаках. Вместо романтики в «Пейшенс» — грубая речь, причем, как и весь текст этого комикса, какая-то очень примитивно-деревянная (или это проблемы перевода?) для истории о «поиске бесконечных истоков вечной любви», даже нелицеприятные характеристики, раздаваемые окружающим, ограниченны набором из «г*вна» и «м***ков» — они, конечно, им вполне подходят, но даже рядовые граждане могут завернуть чуть более изобретательно, раз уж на то пошло. Будущее похоже разом на «Футураму» и фантазии фантастов «новой волны», его вторжения в настоящее с бластерами, желтыми приборами и «соком» откровенно абсурдны, но это, как ни странно, хорошо вписывается в стиль комикса, некоторые фрагменты которого словно играют с читателем в игру «угадай, что это: арт-хаус или трэш?».

pat4

На этом странном фоне чувства главных героев друг к другу тоже не всегда поддаются однозначной оценке. Иногда кажется, что Джек любит Пейшенс искренне, а иногда его поступки и мысли кажутся следствием сумасшествия и наваждения. Пейшенс же ни разу напрямую не дает понять, что любит своего мужа, но ее явно успокаивает его близость. Видимо, герои просто ищут утешения в друг друге, замыкаясь в своих неоднозначных чувствах на фоне пустоты и одиночества своих прежних жизней. Но это – одна и примет нашего времени, в этой паре можно разглядеть очень многих, вполне реальных и близких нам людей. Так что комикс вполне можно назвать «жизненным» — несмотря на путешествия во времени, галлюцинации, фрикованых чудаков из будущего и насилие. Авторский «графический роман», без снобизма и утверждения что он «не для всех», но и не рассчитанный на широкие массы любителей комиксов, поглощающих истории о супергероях. Скорее, эта книга ждет своего взрослого читателя с неким культурным багажом и опытом (или желанием его приобрести) в тех вопросах, о которых здесь идет речь. И я не о перемещениях в прошлое, а о вещах чуть более приземленных, но не менее важных. И способных выносить мозг посильнее, чем всякие там временные парадоксы.

Реклама

Рецензии: Пейшенс: 2 комментария

  1. Отлично, вечерком прочту. А то другу подарил, а себе пока не знаю брать или нет.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s