Рецензии: Хранители. Начало. Том первый

watch1

Кажется немного странным, что идея с предысториями, поведавших бы о прошлом персонажей знаменитого графического романа «Хранители», была реализована только недавно. Возможно, были проблемы с авторскими правами, могло быть и так, что завышенный до небес статус первоисточника отпугивал многих авторов, заранее ставя перед ними невыполнимую задачу – хотя бы не испортить оригинал, не говоря уже о том, чтобы сделать «так же», или даже превзойти его. Между тем эта идея кажется вполне естественной именно в случае «Хранителей», ведь к началу романа его персонажи (все-таки не поворачивается язык называть большинство из них героями) подошли с мощным историческим бэкграундом. Мур и Гиббонс детально проработали события дней минувших в этой альтернативной реальности, наполнив свою книгу массой будто бы реально существовавших статей, фотоотчетов, глав из автобиографий и прочей интересной информацией, от которой стоило только оттолкнуться, чтобы с головой погрузиться в историю этого мира, так болезненно и откровенно похожего на наш. Так что спустя двадцать пять лет и долгие брюзжания Алана Мура замысел издателей рассказать «что было с каждым из них раньше» получил зеленый свет.

watch4

В этот делюксовый том, выпущенный в России «Азбукой» (то есть, в лучшем виде и с массой дополнительных материалов вроде зарисовок, обложек и комментариев), вошли три биографии «замечательных людей». В первой из них сценарист Брайан Аззарелло и художник Джей Джи Джонс раскрывают тайны жизни и деятельности на поприще супергеройства Эдварда Блейка. Он же Комедиант, человек, который в этой Вселенной прославил желтый смайлик (а не хиппи, торговавшие «кислотой», как это было на самом деле). Блейк работает на правительство и дружит с семейством Кеннеди (и ради этой дружбы готов на все, в том числе и на выполнение «деликатных просьб» о решении проблем, способных бросить тень на репутацию потенциального президента), мнит себя настоящим патриотом, и добивается поставленных перед ним целей самыми жесткими методами. Ибо есть только одна правда – правда победителей; чтобы добиться этой правды, Комедиант никогда не переступает черты – просто потому, что никакой черты нет, все дозволено, Блейк сам себе выписал карт бланш, движимый только одной истиной: этим миром правит страх, значит, надо поставить его себе на службу. Самый большой страх самого Блейка – то, что он не смог спасти Джона Кеннеди. Самый большой страх, сотворенным им самим, обрел ужасающее воплощение в джунглях Вьетнама (разве в оригинале Доктор Манхеттен не решил эту проблему за пару дней, сохранив заодно и карьеру Никсона?), куда Комедиант отправился для решения текущих проблем, но быстро наплевал на политику, на мнение общественности и прочих «слабаков», решая вопросы в свойственной ему манере «больших пушек» и горького цинизма. Для Аззарелло и Джонса этот персонаж стал одним из символов эпохи, и  рассказывая о нем, они делают Блейка участником и свидетелем многих событий того времени, отчего перед читателем проходит целый пантеон реальных людей, вроде Мерилин Монро и Мухаммеда Али, что придает комиксу исторической достоверности. Отчего он воспринимается еще более жестким, жестоким и драматичным. Безумства главного героя во Вьетнаме ужасны, и авторы показывают их без прикрас, взрывая зеленую листву джунглей и ночную, звенящую тишину взрывами насилия и пулеметными очередями, сеющими щедрые побеги смерти. Сюжет развивается одновременно в духе «политического триллера» и «военного боевика» (много взявшего из культового «Апокалипсиса сегодня»), здесь есть заговоры, непростые решения и предательства – и во всем этом замешан человек, не способный идти на компромисс, считающий это слабостью и прямым путем к развалу страны. Может быть, Эдди патриот каких мало, до мозга костей, и, может быть, именно такие люди и должны брать на себя ответственность в ключевые моменты истории, но его методы и его «мораль» вызывают оторопь. Тем не менее, за Блейком интересно наблюдать, он очень «живой» и сильный персонаж, и многие его «неуютные» реплики способны запустить у вас в голове целый поток размышлений о той цене, которую мы готовы заплатить за мир во всем мире и за спокойную жизнь, чем и кем мы готовы ради этого пожертвовать, и на что готовы закрыть глаза.

watch2

Вторая часть сборника посвящена Роршаху, и первое, о чем стоит здесь поговорить – это шикарный рисунок Ли Бермехо. Смотришь на него — и люди, заполонившие темные улицы столь ненавистного Роршаху мегаполиса буквально оживают, превращаются в героев «нуарного» фильма, или творя зло направо и налево, или просто пытаясь выжить в каменных джунглях. Мстителю в маске предстоит решить несколько проблем: найти маньяка, вырезающего стишки на теле убитых им женщин, и разобраться с местной бандой. Наблюдая за попытками Роршаха уладить эти «дела», мы понимаем, что ненависть – сильное, но не самое эффективное средство нести справедливость людям, которые давно уже забыли, что это такое. Роршах распаляет себя ненавистью, он уверен, что она делает его сильнее, раз за разом натыкаясь на неприятности и упорно возвращаясь назад, харкая кровью и зарабатывая новые шрамы, но веря с упертостью сумасшедшего, что другого пути нет. Между тем другой путь авторы показывают ему в лице простой девушки из кафе, но наш герой видит в ней в лучшем случае странный объект противоположного пола, проявляющий к нему внимание. Автор и художник гениально изображают Нью-Йорк с его насилием, утекающим на забитые людьми улочки, таксистами (кстати, один из них стал, не без помощи Роршаха, героем знаменитого в «нашем» мире фильма о нелегких буднях представителей этой профессии) и легендарными «блэкаутами». Это их «город грехов», место, где человеческая жизнь ничего не стоит и всем правят бандиты. Или его таким видит только Роршах, помимо ненависти, подпитывающийся своим одиночеством, которое, однако, исподтишка гложет его душу, вынуждая долгими вечерами доверять свои мизантропические мысли старой печатной машинке? Очень мрачная, но очень сильная и стильная, бьющая наотмашь по натянутым нервам глава, в которой даже события, вполне способные сойти за «торжество справедливости», оставляют на душе долго не проходящий осадок.

watch3

И, наконец, третья часть «делюкса», возвращающая нас к самым спорным страницам «Хранителей». Помните «Историю Черной Шхуны», проходящую по всему комиксу Алана Мура странной вставкой, о которой многие читатели задавали вопрос «А зачем она вообще нужна»? К антуражу той истории обращаются Лен Уэйн и Джон Хиггинс, повествуя о проклятии Красного Корсара и превращая свою повесть в рассказ о скитаниях по гротескному миру, больше похожему на Ад, и о вечной борьбе за человеческую душу. На самом деле поверхностный пересказ «Корсара» может создать у вас впечатление, что вам заспойлерили новую серию «Пиратов Карибского моря». Судите сами: здесь есть «Летучий голландец» и его монструозный капитан со своей командой мертвецов, головокружительные приключения, загадки и поиски трех магических предметов, пираты, морская вражда англичан и испанцев, рабы, древняя индейская магия, Кетцалькоатль, в конце концов. Но, в отличии от развлекаловки о приключениях Джека Воробья, здесь все подано в ужасающе-мрачных тонах беспросветного, горячечного кошмара. Чего здесь нет – так это связей с «Хранителями», впрочем, не было этого и у «Черной шхуны», однако, эти истории хорошо смотрятся каждая сама по себе, без «видимых параллелей», как отдельные повести о человеческих страданиях. «Красный корсар» — это готика, мистика и сплаттерпанк на пиратских волнах, жутковатый ужастик в серых тонах пронимающего творящимся насилием рисунка. Очень круто, одним словом, если у вас сильные нервы и крепкий желудок.

 

Конечно, многие упомянутые вопросы кажутся несущественным на фоне самого первоочередного: «Стоило ли?». Стоило снова лезть в мир «Хранителей», создатели которого поведали нам все, что хотели и считали нужным поведать о своих противоречивых созданиях? Однозначно сказать сложно, но, в отрыве от этой чисто «фанатской темы» стоит признать, что приквелы определенно получились качественными, интересными и достойными  пристального внимания, не только хорошо выполняя поставленную перед ними чисто коммерческую задачу, но и подвергая беспощадному анализу знаковые типажи, наверняка знакомые каждому любителю комиксов. Хотел еще пошутить про то, что с таким «Началом» никакого «окончания» не нужно, но не буду – просто скажу, что на полке рядом с «первоисточником» этой книге самое место.

 

www.azbooka.ru

Реклама

Рецензии: Хранители. Начало. Том первый: Один комментарий

  1. Круто, спасибо! Все как раз сомневался стоит ли пробовать. Но раз оно само по себе очень качественно, а не только ради денег, то попробую =)

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s