Рецензии: Бэтмен. Убийственная шутка

smile1

Вариантов прошлого такого персонажа, как Джокер, существует достаточно много. Что и говорить, он и сам охотно делился различными описаниями событий своей жизни со своими жертвами, еще больше запутывая тех, кто шел по его следам, и тех, кто следил за его преступлениями на страницах комиксов или на экране кинотеатров. Он каноничный «человек без прошлого», а, значит, без мотивов, без причин и без сожалений – идеальное воплощение людского безумия, в которое можно нырнуть с головой, достигнуть непроглядного дна и найти там несколько невразумительных, но все-таки поводов посмеяться. Несмотря на технологии, пришедшие на службу полиции и богатым супергероям, во всех базах данных он числится как «неопознанный» преступник, а вот список его «шалостей» там же упорно продолжает увеличиваться, ведь истинное сумасшествие не может остановить ни крепкая решетка тюрьмы, ни белые стены психушки, ни миллиардер на бэтмобиле, который при каждой новой встрече с Джокером обещает, что она, эта встреча, станет последней, но не спешит реализовать эту угрозу. А, кстати, почему?

smile2

В 1988 году вышла книга Алана Мура, которой суждено было стать классикой комиксов – конечно же, речь идет об «Убийственной шутке». В основе этого небольшого рассказа положена идея о том, что проделать путь от «нормы» до тотального сумасшествия человек может в течении одного дня – если этот день будет поистине плохим во всех смыслах этого слова. И здесь собраны персонажи, пережившие такой день. Бэтмен, зацикленный (хотя, надо заметить, именно здесь нам этого не показывают, но мы-то знаем) на воспоминаниях об убийстве своих родителей. Джокер, впервые делящийся с читателями (благодаря Муру) подробностями того самого дня, когда он превратился из неудачливого (зачеркнуто во избежание спойлеров) в гения преступного мира, желающего теперь провести суровый эксперимент, доказывающий, что подобные метаморфозы могут случиться с каждым, надо только «найти подход». Комиссар Гордон вместе со своей дочерью Барбарой, которые пока еще ничего не знают о теории «плохого дня» и не замечают во время семейного разговора того, что за дверью притаилась немилосердная судьба в лице клоуна с зелеными волосами и напудренным лицом. Джокер устанавливает правила игры, поэтому все эти персонажи скоро столкнутся лицом к лицу на его территории, в обстановке, достаточной для того, чтобы еще больше людей, увидевших все происходящее на этих страницах, обрели страх перед клоунами и «пригласили» их в свои ночные кошмары. Вот только кто будет смеяться над новой, убийственной шуткой, и кто будет делать это последним?

smile3

Отнюдь не праздный и не риторический вопрос, если учесть, что Алан Мур сделал себе имя, показывая всем известных и всеми любимых супергероев с весьма неоднозначной стороны. Автор «V-значит Vендетта» и «Хранителей» всегда отлично осознавал, что нормальные люди, без глубоко скрываемых и растертых под гнетом совести комплексов, проблем и маний не натянут на себя трико, не оденут на лицо маску и не пойдут вершить правосудие, порой весьма сомнительным образом. И что грань, разделяющая великого героя и ужасного злодея, порой неощутимо тонка – а иногда она и вовсе представляет собой двухстороннее зеркало, в которое пристально всматриваются с обоих сторон столь разные персонажи, в надежде разглядеть получше своего извечного антагониста. Если вы взгляните на «Убийственную шутку» с этой точки зрения, то открытый финал истории не покажется вам шокирующим или неоднозначным – да он и не должен быть таким, все, что описал Мур одним анекдотом из жизни сумасшедших с последующей реакцией на него, уже давно витало в воздухе комикс-индустрии, нужен был только смелый гений, чтобы облечь это в формат философских рассуждений, изящных монологов, необратимого насилия и фантасмагорических, безумных декораций. Так что огромная работа легла и на плечи художника Брайана Болланда, который с этой задачей прекрасно справился. Его рисунок реалистичен, драматичен, насыщен деталями и просто великолепен. Те, кто жалуется на «малый объем» книги, имейте ввиду, что за пристальным рассматриванием этих кадров вы проведете примерно столько же времени, как за чтением какой-либо более увесистой героики. Также мне очень занятными показались «исторические» отсылки авторов: например, история Джокера передана в костюмах и антураже гангстерских саг, напоминающих о времени «сухого закона», от которого совсем чуть-чуть оставалось до первого появления Бэтмена на страницах комиксов. Может быть, если следовать этой хронологии, именно в 1939 году и происходят события «Убийственной шутки»? Хотя вряд ли, все атрибуты Великого Детектива, накопленные им в пещере за долгие десятилетия борьбы с преступностью, на месте, в том числе и костюм с буквой «R»  груди. Впрочем, насчет хронологии — это вопрос к Муру, а он неохотно идет на контакт. Зато в этом издании вас ждет послесловие Болланда и предисловие Тима Сэйла (и двум художникам есть что обсудить в плане этой работы), бонусный комикс от Брайана, способный шокировать не только мать семилетнего мальчика (см. послесловие), куча набросков, зарисовок и раскадровок. Все потому, что российское издание повторяет юбилейный, изданный в честь двадцатилетия, тираж – с твердой обложкой под черную кожу с роскошным тиснением, суперобложкой, и, самое главное, с исправленным цветом рисунка. В оригинальной версии он вызывал у авторов множество вопросов, и спустя двадцать лет Брайан его переделал, воплотив замысел создателей до конца. Получился великий комикс о великом противостоянии. И о том, почему оно никогда не закончился победой кого бы  то ни было.

 

www.azbooka.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s