Рецензии: Грёзы Февра

fevre_dream_cover1

Признаться, мне, как читателю, всегда была интересна атмосфера американских романов, действие которых происходит незадолго до гражданской войны и отмены рабства. Возможно, это литературный атавизм, оставленный мне Томом Сойером и Геком Финном, но я не могу «пройти» мимо; огромных и роскошных пароходов, перевозящих по Миссисипи пассажиров и грузы; маленьких, пыльных городков (названных в дерзком порыве в честь великих мировых столиц, например, Парижа или Санкт-Петербурга), в которых живут работяги, богобоязненные дамы в чепчиках и озорные мальчишки; банков и контор, где опытные дельцы заключают сделки, в то время, как по берегам великой реки шастают охотники за удачей, сражаясь с индейцами, убегая от шерифов и пытаясь урвать от жизни свой кусок. Так что роман «игропрестольного» Джорджа Мартина был написан словно для меня – но я о нем долгое время ничего не знал и так и не прочитал. К счастью, недавно на русском был выпущен графический роман по мотивам этой книги, созданный писателем-фантастом Дэниелем Абрахамом и художником Рафаэлем Лопезом, дав возможность наверстать упущенное.

Fevre-Dream-001-2010-digital-Empire-031

Итак, что это за «Грёзы Февра»? Такое название получил мощный пароход, построенный Эбнером Маршем – одним из лучших капитанов на Миссисипи, которому, однако, зимой 1857 года крупно не повезло, — по просьбе загадочного богача Джошуа Йорка. Йорк – довольно эксцентричный джентльмен, ставящий перед Маршем условия, который тот должен выполнять в любом случае, но последнему выбирать не приходится, не каждый день судьба делает предложения, от которых ты не в силах отказаться. Но постепенно эксцентричность компаньона начинает вызывать у прямолинейного и тяжелого на характер Эбнера массу неудобных вопросов: его новый друг предпочитает спать днем в своей каюте, очень любит стихи Байрона, у него странные попутчики, а среди его вещей можно найти коллекцию газетных вырезок, рассказывающих о трупах, в чьих жилах не осталось ни капли крови. Тем временем на одной из плантаций Нового Орлеана обосновалась странная компания людей под предводительством Деймона Джулиана, и сразу же в окрестностях начинают пропадать люди…Конечно же, именно в Новый Орлеан держит путь пароход «Грёзы Фавна», и мчится он на всех парах не для того, чтобы (по мнению Марша), побеждать в гонках с другими пароходами и стать самым знаменитым на Миссисипи, а для того, чтобы завершить один давний спор…

Fevre-Dream-005-2010-digital-Empire-006

Конечно же, речь идет о вампирах. Хотя обложка комикса явно намекает на «звериную суть» героев этой истории. Так кто же, «кровососы» или «псы господни»? В этом смысле Мартин пытается сделать то, что уже давно назрело ко времени выхода романа, и даже стало обязательным условием после того, как «Интервью с вампиром» Энн Райс попало в список бестселлеров – он пытается «модернизировать» образ вампиров, внося в него новые черты. Так, в его версии «дети ночи» обладают чертами и вампиров, и оборотней (в графическом романе, правда, ликантропия особенно себя не проявляет, разве что позволяет отбрасывать грозные тени, когда дело доходит до схватки лицом к лицу), и прочих существ, чьи души и тела бередит луна, особенно полная. Ведь именно в полнолуние жажда крови становится невероятно сильной. Борьба с этой жаждой, равно как и попытки осознать свою природу и усмирить ее – главное дело жизни Джошуа Йорка, занимающего высшее место в иерархии вампиров, и предмет его разногласий с теми «сородичами», кому кровавые ритуалы не только придают жизненных сил, но и доставляют удовольствие. В «Грёзах» очень трудно не разглядеть отсылок к уже упомянутому «Интервью»: в лице Марша Йорк находит верного слушателя, доверяя ему историю своей непростой жизни, в которой на первое место вышла борьба со своей «звериной» сутью и поиски «человечности» в глубинах души, не единожды взявшей на себя грех убийства. Его биография открывает нам еще несколько важных и новых подробностей из жизни вампиров (в частности, они не могут обращать простых смертных, как бы некоторые из них этого не хотели, оставаясь, по-видимому, древнейшими «соседями» человека по планете, отдельным видом, испытывающим еще и проблемы с размножением), а также дает понять, что не все «соплеменники» Йорка готовы меняться и эволюционировать подобно ему. Его антагонист Джулиан – типичный инфернальный герой классических «готических романов», длинноволосый красавец, подчиняющий себе окружающих, само воплощение вечного и порочного зла. С Йорком они слишком разные, и от их сражения зависит, как будет развиваться история этих существ.

fevre-dream-hardcover

 

Что и говорить, история, как принято у Мартина, получилась реалистичной и мрачной, богатой на неожиданные (но, в контексте комикс-адаптации не всегда кажущиеся логическими) сюжетные повороты. Со своей задачей Абрахам и Лопез справляются хорошо: первый внимательно следит за основными перипетиями истории, стараясь избегать «провисаний», а второй наполняет страницы порой вызывающе-жестокими сценами (в которых есть и обнаженная плоть, и искромсанные тела, и потоки крови), но не ставит их во главе повествования, больше уделяя внимания созданию завораживающей атмосферы, отразившей и дух времени, и всю ту пугающую «романтику», сопровождающую образ вампира. Вампира, который так за все время своей долгой жизни и не смог определится – быть ли ему человеком или оставаться зверем. Также отлично смотрятся рисунки Фелипе Массафеты и Майк Уолтера в начале каждой главы, хотя к данной новелле они имеют весьма опосредованное отношение, отсылая больше к вековым литературным стереотипам, связанным с «детьми ночи», окруженными тьмою, блеском свечей и запахом крови, мертвыми телами и страстными женщинами. Помимо аналогий с романом Энн Райс, можно здесь найти и отсылки к другим произведениям: в частности, маниакальное желание Марша обогнать «Эклипс», самый мощный пароход на реке, сродни той одержимости, которая поработила капитана Ахава, заставляя его преследовать Моби Дика. Это, конечно, не одержимость кровью, но, вполне возможно, есть в ней что-то общее с той жаждой, которая гложет новых друзей/врагов Эбнера. И это «схожесть» столь разных героев, влияющая на их поступки, делает сюжет еще более захватывающим и необычным. Несколько шокирующая книга для поклонниц «Сумерек», но, вместе с тем, яркий образец суровой «вампирской» истории от настоящих мастеров мистики и саспенса.

 

www.ast.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s