Рецензии: Атака на Титанов. Книга первая

nnSLL5IseG0

Любовь японцев к гигантским существам, разрушающим целые города в мгновение ока, можно объяснить разными причинами. Первая из них — «природная». Цунами и землетрясения, тайфуны и прочие катастрофы, которые сложно предугадать, и которым невозможно ничего противопоставить. Ну как это не персонифицировать, списав несчастья на происки фантастических существ? Причина вторая – «геополитическая». Если твоя страна «рассеяна» на тысячах небольших островов, то, несмотря на национальное самосознание, ощущение раздробленности, «малости» никуда не девается, уходя в подсознание и прорываясь оттуда прямо противоположными образами. Так и гуляют по японским островам монстры из недр океанских, гигантские роботы, непонятно откуда взявшиеся ангелы и инопланетяне, круша все на своем пути и создавая уникальную массовую культуру. Долгие годы здесь царила Годзилла и прочие кайдзю, но пришло время новых чудовищ. Сейчас в Японии «монстро-тренд номер один» — это титаны из манги «для юношей» Хадзимэ Исаямы, создавшего одну из самых популярных серий, герои которой уже перекочевали в мегапопулярное аниме (еще одно, после «Евангелиона» и «Наруто», о котором наверняка слышали даже те, кто ничего не знает об аниме) и в киноблокбастер местного значения. Действие происходит в альтернативной реальности, пребывающей на уровне развития, примерно соответствующему середине девятнадцатого века «нашей» Европы. За сто семь лет до начала описываемых событий случилось страшное: невесть откуда взялись великаны, бесполые существа, не замеченные в интеллектуальном развитии. Их основная цель – уничтожение человечества путем поедания людей. И они настолько продвинулись к этой цели, что немногочисленное выжившее население было вынуждено разместиться на территории, огороженной тремя высокими стенами, ставших для великанов непреодолимой преградой. До тех пор, пока неизвестно откуда взявшийся мега-колосс не проломил первую из стен и не обеспечил «едой» своих соплеменников. Люди в панике бежали за вторую стену и на пять лет обрели покой. За это время юные герои саги, Эрен, Микаса и Армин, успели вырасти, окончили военное училище и готовы получить распределение в одну из служб, созданных для поддержания и защиты уцелевших городов. Эрен, чей отец пропал во время одной из атак титанов, а мать была съедена у него на глазах, рвется стать разведчиком, ведь только они могут выходить за пределы стены в попытках понять, кто такие великаны и как с ними бороться. Правда, возвращаются далеко не все и, как бы это помягче сказать…не целиком. Новая, внезапная атака титанов и огромного колосса застает юных новобранцев врасплох, но смертельная опасность поможет проявить им свои бойцовские и человеческие качества, и, возможно, даже победить. Или нет?

azPeKvlVizw

На первый взгляд (но только на первый!), ошеломляющий успех «Атаки на титанов» трудно объяснить. Да, Исаяма сделал «ход конем», придумав новый вид чудовищ. Его титаны нарисованы просто и порой весьма условно, но стоит отметить — в их туповатых лицах иной раз проскакивает что-то настолько инородное, что способно вызвать панику, поднятую из самых глубин подсознания. В целом же они выполняют роль статистов, «внешних обстоятельств», вокруг которых можно закрутить динамичный сюжет – как и многие гиганты, примерившие эту роль до них. Персонажи тоже занимают давно отведенные им типажи – юноша со взором горящим и странной суперспособностью (ждущей своего объяснения в следующих главах), одержимый идеей убить всех титанов, замкнутый тихоня с аналитическим складом ума, боевая девушка с мрачным взором, хранящая в душе след кровавой истории, и их многочисленные (правда, численность эта активно уменьшается уже во время первого боя) друзья по училищу, отыгрывающие разные драматические характеры. Мир героев очерчен также весьма условно – но это и понятно, они проживают (пока что) свою жизнь в полной изоляции, и мир за пределами стен им совершенно чужд. Но что Хадзимэ делает действительно гениально – так это показывает, как страх и отчаяние проникают в душу людей. Вчерашние дети, до этого клявшиеся защищать родину от врагов и настроенные весьма воинственно, демонстрируют фатальную растерянность, глядя на то, как опытные войны гибнут, пропадая в глотках титанов, предаются панике, от которой недалеко до «спасительного» выстрела в голову или до отчаянной, не менее самоубийственной контратаки.

44-_AkS3KVQ

Но также гениально показано, как этот первобытный страх можно перебороть, трансформировав его в геройский позыв, обрести в отчаянии силу и броситься на врага, использую все свою силу и возможности «системы пространственного модулирования», хитрого прибора, работающего на газу и позволяющего добраться до шеи титана, его самого уязвимого места. К тому же Исаяма обладает умением сочинять феерические концовки для каждой из книг (а в русское издание манги вошли сразу две книги серии), легко переворачивающие все с ног на голову и вызывающие возглас удивления. Да и в прошлом героев, каким бы скучным оно не казалось в замкнутом мирке между стен, автор позволяет разглядеть кровавые тайны, неожиданные происшествия и прочие события, имеющие важнейшее значение для развития этой истории. Которая еще не закончена, активно выходит у себя на родине и сразу же попадает в список бестселлеров. Под суперобложкой прекрасно изданного томика нас ждет бескомпромиссно жестокая, беспощадная и бьющая по нервам история, повествующая, однако, о понятных и близких каждому человеку темах, среди которых и тема взросления, и тема ответственности и верности, и тема героизма. И много чего еще, что наверняка не оставит вас равнодушными.

Азбука

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s