Рецензии: История с кладбищем книга первая

1453154320_fjde_aqrxyi

«История с кладбищем» служит почти что идеальным воплощением поговорки про «старую сказку на новый лад»: взяв за основу классическую «Книгу джунглей» Киплинга, на которой выросло не одно поколение подростков, другой английский писатель, Нил Гейман, чутко уловил «потусторонние тенденции», витавшие в воздухе в самом конце нулевых (породившие моду на волшебников, неоднозначное разделение на светлое и темное и гламурных вампиров в компании с оборотнями и мультяшными куклами из школы монстров), и перенес действие из джунглей в не менее экзотическую обстановку, вполне явственную из названия этого произведения. Итак, сюжет таков: однажды, очень ненастной и, прямо скажем, несчастливой ночью таинственный убийца по имени Джек нанес кровавый визит в один дом. Он убил всех его обитателей – кроме одного, маленького мальчика, которому удалось переползти через кладбищенскую ограду и поселиться в мире мертвых. Мертвые, конечно, мертвы окончательно и бесповоротно, но вот только предпочитают не лежать в могилах, а вести весьма активный, хотя и замкнутый образ жизни. Поначалу живой мальчик обитателей кладбища немного смущает, но материнское сердце миссис Оуэнс, пусть и не издавшее ни одного звука за последние несколько сотен лет, растаяло в миг, стоило ей увидеть нежданного гостя. К тому же за беглеца вступился непререкаемый авторитет кладбищенского мира – вампир Сайлес, давший ребенку новое имя, Никт (сокращенное от Никто) и ставший для него верным и мудрым наставником и защитником.

1453341418_xlrigkfeg9k

Конечно, даже без упоминания «Книги Джунглей», история Маугли легло угадывается меж могильных плит «Кладбищенской истории». Знаток мифов и демиург сказок, Гейман легко, но аккуратно обращается с первоисточником, с одной стороны, прекрасно понимая, что современным подросткам (а эта книга стала его вторым полноценным произведением для юношества после не менее готичной «Коралины») вампиры и мертвецы гораздо интереснее, чем говорящие тигры, змеи и пантеры. Так, у Нила бандерлоги превращаются в упырей, что еще сильнее сказывается на их мерзком поведении и привычках, а Шер-хан и вовсе уступает место некой таинственной организации «Джеков», чьи участники куда опаснее любого зверя. Но также легко Гейман и играет с оригиналом, что-то где-то перетасовывая и изменяя: помню, я ждал, что Никта усыновит семья оборотней (по аналогии с волчьей стаей), но этот «каноничный» вариант, слава Богу, не прошел, хотя оборотни, они же псы Господни, здесь тоже присутствуют, с участием одного из них почти что без изменений воссоздается знаменитая «Охота Каа». И не знаю, что опаснее: острые волчьи зубы или еда, которой суровый вервольф откармливает маленького мальчика. «История с кладбищем» представляет собой сборник рассказов, охватывающих детство и юношество Никта и успевающих не только поведать о его странных и опасных приключениях, но и, незаметно и ненавязчиво, подкинуть в юные головы порцию добротной морали. Поэтому в форме «графического романа» (адаптацией оригинала занимался знаменитый Ф. Крэйг Расселл, любители комиксов в нашей стране уже имели возможность познакомиться с его талантами рассказчика и художника в книге «Мистерии убийства», также являющейся пересказом очень спорного рассказа Геймана) эта разбивка на главы/истории осталась без изменений. Более того, за каждую главу отвечали разные художники. Я обычно не очень люблю, когда в одной книге меняется стиль рисунка, но здесь это можно только приветствовать, так как подобная изменчивость наглядно демонстрирует, что время не стоит на месте и в жизни, даже загробной, все идет по своему извечному кругу. Ведь, по сути, перед нами очередная история взросления и поиска своего места в жизни – а также повод осознать, насколько мы должны быть благодарны людям, которые вырастили нас, дали нам знания и сделали теми, кто мы есть. И еще это повод поговорить с детьми о том, что ждем нас всех после того, как каждого из нас посетит красивая женщина в белом на огромном коне – впрочем, и здесь Нейман умудряется проложить неразрывные мосты между миром живых и мертвых в главе «Данс-макабр», обыгрывая традиционный сюжет о «Пляске смерти» в буквальном изложении этого средневекового термина.

1453341415_5slzxsoacee

Как часто бывает у Нила, эта глава вполне тянет на самостоятельный рассказ, без которого от книги вроде ничего и не убудет, но он, тем не менее, вносит ощутимый вклад именно в атмосферу и настроение повествования. Единственное «но», подходящее и для книги, и для ее точной, визуально-превосходной комиксовой адаптации – Гейману очевидно потусторонний мир гораздо симпатичнее и ближе, и именно «на той стороне» ему удалось создать живописных и ярких героев со своими Историями, которые не могут не тронуть читателя. Это Юная ведьма, похороненная без надгробья по навету злых людей, мисс Лупеску, отношение к которой кардинальным образом меняется на протяжении одной главы, Сайлес, сошедший с плакатов фильмов ужасов с Белой Лугоши, и множество эпизодических персонажей. Те, кому катание на белом коне только светит в ближайшей перспективе, в том числе и Никт, и достаточно поверхностно прописанные убийцы-Джеки, выглядят на общем фоне немного бледно, но это, повторюсь, единственный минус истории. Комикс, однозначно, получился на сто процентов: даже если вы прочитали оригинал, не забудьте поставить на полку этот красивый том в суперобложке (и не забудьте оставить место для второй части) рядом с томиком Геймана, они идеально друг друга дополнят. Правда, нужно постараться пройти по тонкой грани и решить, с какого возраста лучше знакомить юношей и девушек с замогильной тематикой и не лучше ли все же начать с Киплинга. Гейман все кровавые и мрачные моменты очень грамотно обошел (хотя воображение современных детей наверняка все успешно дорисовало само), в графическом же романе Расселла есть и крупный план ребенка с перерезанным горлом (что лично я хотел бы «развидеть»), не забыты и дотошные кулинарные пристрастия упырей, поведанные с особым смаком. Тем не менее, «История с кладбищем» Геймана/Расселла готова дать гораздо больше, в ней множество трогательных, светлых, местами даже поэтических моментов, заставляющих задуматься, и в этом ее главное отличие от многих подобных творений, создателей которых интересует только мистический антураж.

 

www.ast.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s