Рецензия: Тинтин в Конго

978-5-389-07347-0

«Тинтин в Конго» стал «вторым первым» комиксом о приключениях бельгийского журналиста. Вышедший за год до этого, в 1930 году, дебютный том «Тинтин в стране Советов», хоть и был невероятно популярным, но оказался, что называется, «развесистой клюквой». Он основывался на недостоверных источниках о тогдашней советской действительности и долгое время (вплоть до 1973 года) не переиздавался по воле автора. Но, стоит отметить, что экскурсия в СССР продемонстрировала читателям то, что сделало юношу звездой европейской журналистики – в этой книге он первый и последний раз за всю свою биографию писал статью в газету. Больше за такими мелочами читатели его не заставали, но, судя по тому, что даже во всех племенах Конго дети и взрослые знают и любят Тинтина, журналистский талант у парнишки и правда имелся. Равно как и талант находить себе приключения в любой точке Земного шара.

978-5-389-07347-0_r1

В Африку Тинтин и его верный пес Снежок (еще одна важная особенность истории: здесь мы видим не только говорящего с самим собою пса, но и его диалоги с хозяином и с другими животными, что придает началу цикла фантастичности и несерьезности) отправляются именно за приключениями – и они не заставят себя долго ждать. Прямо на пароходе Снежку предстоит пережить неприятное общение с говорящим попугаем, попасть за забор из-за подозрительного и неприятного пассажира, а Тинтину предстоит вступить в схватку с акулами, спасая лучшего друга. В Конго опасностей тоже хоть отбавляй: смелый бельгиец отправляется в экскурсию с целью поохотиться, но быстро попадает в межплеменные разборки. Улаживая их, разоблачает злоумышленников и становится чуть ли не вождем, попутно успевая сделать много чего еще, не менее захватывающего — в частности, спасти местные алмазные рудники от захвата нечистыми на руку дельцами. Дельцы эти – вылитые американские гангстеры, явные конкуренты бельгийцев в захватнической политике.

978-5-389-07347-0_r2

Говорят, в некоторых странах «Тинтина в Конго» трудно купить, а на некоторые языки эта книга вообще не переводилась. Эрже, автор комикса, в тридцатые годы прошлого века «страдал» типичной гордыней «белого человека». Если в рядах достойных представителей этого вида и встречаются негодяи и мошенники (как мы видим здесь), то только в минимальном количестве и по недоразумению. А в целом это добрые и мудрые просветители, миссионеры, несущие свет веры и знаний необразованным дикарям. Заметно, что об африканских, как и о советских, реалиях художник черпал знания не из личного опыта, а из репортажей, приключенческих романов (человек-леопард, похоже, перекочевал сюда прямиком из романов о Тарзане Эдгара Берроуза), кинохроники и прочих доступных на тот момент источников, которые трудно назвать объективными. Также не лишена права на существование версия о том, что этот том Эрже заказало Бельгийское Министерство по делам колоний, чтобы выставить колониальные амбиции страны в самом радужном свете. Поэтому Тинтин, конечно, ведет себя добродушно по отношению к местным, но представлены они совершенными дикарями с незамутненным, детским сознанием, которым без помощи цивилизованных пришельцев выжить вообще не суждено. Неся «культуру в массы», бельгийский искатель приключений вовсю пользуется достижениями прогресса: отводит от себя стрелы с помощью электромагнита и разоблачает шамана племени, озабоченного только сохранением своей власти, с помощью патефона и кинокамеры (видимо, все эти громоздкие предметы входили в обязательный арсенал туристов в то время), при этом все равно оставаясь для чернокожих кем-то вроде шамана, которому необходимо поклоняться. Что характерно, самого Тинтина это отношение не оскорбляет, и он даже принимает его как данность, мол, что с этих неучей взять. Чернокожие обитатели Конго, умеющие пользоваться паровозом, железными дорогами и проживающие в городе, представляются Эрже ленивыми существами, чья карикатурная внешность словно скопирована с афиш джазовых мюзик-холлов. Также Тинтин позволяет себе то, чего от него сложно ожидать в более поздних историях: он вовсю охотится, убивая газелей целыми стадами, отстреливая головы змеям, расправляется со слонами, и даже снимает шкуру с убитой обезьяны, чтобы, облачившись в нее, спасти попавшего в очередную передрягу Снежка.

978-5-389-07347-0_r3

Начало цикла о Тинтине, конечно, принято критиковать, но невозможно не учесть времени, когда создавалось это произведение, и сопутствующих ему исторических реалий. Читатель, отбросивший все это, получит качественный приключенческий роман, пронизанный остроумными шутками и насыщенный непрекращающимся действием – в общем, все то, что сделало этот цикл Эрже всемирно популярным. Что-то по мере развития цикла будет меняться, следуя за подвижками в жизненной и общественной позиции автора, а что-то останется вечным – например, обаяние главных героев, их смелость, честность, благородство и доблесть, ставшие отличным примером для юных читателей, и тогда, и сейчас. «Тинтин в Конго», как и весь цикл, можно смело назвать классикой мировой литературы.

www.machaon.net

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s