Поговорим? РосКомНадзор 50

622x-1.2e9

Не мог пройти мимо юбилейного, 50-го выпуска «РосКомНадзора» (сайт http://spidermedia.ru), в котором его автор Ольга Щербинина не только по традиции знакомит с новинками, анонсами и планами издательств, но и подводит итог деятельности этих самых издательств за год. Причем обходится без табели о рангах, без деления на призовые места и списки аутсайдеров, просто представляет добротную и остроумную аналитику. Признаюсь как на духу, нечто подобное планировал написать и я по итогам года, но природная лень (не позволившая мне вставить все картинки из оригинальной статьи) вкупе с логикой (бывает и такое) уговорили отложить этот труд на начало 2016 года. Но данный текст Ольги считаю исчерпывающим и полностью согласен со всеми его пунктами, так что позволю себе опубликовать его в качестве годового итога. Надеюсь, бойцы копирайта не сочтут это за злостное нарушение. Enjoy! И спасибо Ольге на ее «диванную аналитику».

»

А теперь она: юбилейная диванная аналитика. Дисклеймер: про «Азбуку» вы уже знаете, про то, что я помогаю местному магазину комиксов с продвижением, наверняка, тоже. Хочу особенно подчеркнуть, что не обладаю инсайдерской информацией о продажах и планах издательств. А если и обладаю (кто ж меня знает), рассказывать здесь не буду, потому что не рассматриваю эту площадку как колонку сплетен. А еще — я бесконечно уважаю тех людей, которые трудятся на благо индустрии и мысленно поддерживаю их во всех начинаниях. Хотя покритиковать есть за что. Ну и, конечно, это личное мнение автора, которое может не совпадать с мнением редакции и не претендует на истину в последней инстанции, вот то все.

Когда-то давно я пришла работать в кинотеатр и первое, что сказал мне начальник: «Культуру в массы, деньги в кассу». Эта фраза до сих пор не дает мне покоя, разрывая на две части. Конечно, всем, кто занимается изданиями комиксов, доход важен, вряд ли кто-то вкладывается в бизнес, исходя из чистого альтруизма. Благо, что по сравнению с общей массой изданного в мире то, что вышло на русском языке — просто крохи и все еще можно кормить зверей Содержание и Доход, никого из них не обижая. Хотя бывают и перекосы. Но самая большая проблема сейчас даже не в подборе лицензий (в конце концов, вкусы у всех разные и для кадого комикса можно найти аудиторию), а в том, что многие находятся под давлением и в горячке не уделяют должного внимания качеству изданий. Казалось бы, не должно быть недостатка в хороших переводчиках и редакторах, но он есть. И это проблема, которую надо решать давно. Редактировать, вычитывать, редактировать, вычитывать, редактировать, редактировать. И еще раз.

В целом, на фоне прочих издательств выделяются два: «Азбука» и АСТ. Это — крупные книжные концерны, которые делают огромные по сравнению с другими тиражи и которым надо угодить не только комикс-магазинам (читай заведомо заинтересованным покупателям), но и книжным сетям, куда ходят люди несведущие. Несмотря на их большие мощности, отчетность там тоже немного иная, приходится держать ответ не перед собой, а перед большими начальниками, которым, вполне вероятно, сами комиксы как вид искусства не упали и единственной мотивацией продолжать работу над ними являются продажи и доход. Так что вполне можно понять подбор лицензий АСТ. Я бы назвала его весьма спорным, очевидно коммерческим и рассчитанным на широкий круг читателей. «Игра престолов», «Звездные войны», «Доктор Кто», прочие адаптации книг и сериалов — все направлено на то, чтобы пощекотать различные фандомы. А мы знаем, что эти комиксы не всегда… хорошие. Но продаются. По сути, они рискнули только раз, взяв «Американского вампира», да и то думаю, что не последнюю роль в этом решении сыграло то, что соавтором первой арки был Стивен Кинг. Хотелось бы больше разнообразия, потому что сколько можно доить корову узнавания, особенно обладая таким потенциалом. Идеальным комиксом для издательства мне виделся Locke&Key, но его уже забрали. А так и автор знакомый издателю-читателю, и произведение отличное. Ко всему прочему, АСТ достаточно большое, чтобы DC продолжило с ним сотрудничество, ведь Vertigo на русском языке вышло преступно мало. Никогда не поверю, что маркетологи (коих у нас как раз-таки достаточно) не смогут раскрутить какой-то знаменитый тайтл Vertigo, например, Y: The Last Man. Можно было бы посоветовать обратить внимание на Причера, все-таки скоро будет сериал, но не думаю, что в стране, в которой православные активисты ходят с проверками по ночным клубам в Хэллоуин, вообще у кого-либо хватит яиц издать эту серию. И другой вопрос — захотим ли мы видеть любимые серии в исполнении АСТ в том же виде, в каком их комиксы выходят сейчас. Да, по сравнению с Темной башней стало лучше (там вообще прошла реструктуризация и все комиксы ушли под крыло одной из редакций, которая рьяно взялась за дело), но издательству еще есть чему поучиться. Кроме того, хотелось бы, чтобы АСТ больше общалось с читателями, потому что ВНЕЗАПНЫЕ появления необъявленных ранее книг выглядят странно.

«Азбука» устроилась куда лучше. Переманив в свое время некоторых сотрудников бывшего «Комикс-Арта», у которых уже были и опыт, и наработки, она наладила работу с DC, практически став монополистом в этой области. Она последовательно издает лучшие комиксы о Бэтмэне, Супермене, но не чурается и «блокбастеров», которые многим нравятся, но это еще не значит, что они действительно достойны внимания читателей. Хотя опять же, тут дело вкуса. Просто хотелось бы, чтобы те, у кого столько влияния, максимально развивали этот самый вкус. Уж простите за банальность, но с большой силой приходит и большая отвественность. А с большими деньгами, потраченными на издание, читатели вправе требовать самое лучшее содержание, перевод, редактуру и адаптацию. Некоторые творческие решения издательства (особенно перевед имен собствееных) подвергаются сомнению, но такова их воля. Над этим стоит работать, но, как я говорила выше, это относится почти ко всем. Есть и прогресс. Известно, что «Азбука» пишет оригинальные примечания к книгам, чего не делает почти никто. Они не всегда хорошие и не всегда так уж необходимы, но после обрушившейся на некоторые издания критики, стало ощутимо лучше. И сфера деятельности уже расширилась: появился (почти) BD (если не ошибаюсь, у европейских комиксов в России еще не было такого тиража = попадания в книжные сети), будет манга (хотя пока что с ней все в «лучших» традициях прошлого года), немного, но все-таки есть Vertigo, подвижки и в супергероике: стенания услышаны, скоро выйдет Флэш. Нельзя не отметить успешно проведенный День Бэтмена, который отмечали даже мы. Что касается потенциальных лицензий, я думаю, наш рынок еще не готов к Чудо-Женщине, но ждать осталось недолго (да, фильмы важны). Благо, ран Азарелло из New 52, который так любит «Азбука», хорош. А вот к чему покупатели готовы уже сейчас, так это к Зеленой Стреле. Green Arrow: Year One, о котором говорили здесь, для начала отлично подойдет. И, конечно, нельзя игнорировать Gotham Central. А там глядишь, и другие супергеройские, европейские и азиатские комиксы подтянутся.

«Комильфо» было и остается самым необычным (в хорошем смысле!) нашим издательством. Во-первых, выбор их лицензий не перестает удивлять для разной аудитории: тут и комиксы Marvel, и «Скотт Пилигрим», и актуальные тайтлы Image, и российские авторские комиксы, и черт знает, что еще будет. Опираясь на свой вкус, издатель предлагает разнообразные вещи, иногда прикрывая глаза на коммерческий потенциал. Буду рада ошибиться, но вряд ли «Секс преступники» смогут когда-либо сравниться по продажам с «Хоукаем», хотя оба классные и от Фракшна. В то же время и своего они не теряют, стоит только посмотреть на распроданного за два месяца Дэдпула. «Комильфо» же разбило сразу несколько стереотипов, сильно обрадовав одних и глубоко ранив других. Раньше почему-то все думали, что с Marvel дела обстоят так же, как с DC, и их комиксы будут издавать только «Панини». Поэтому анонс «Сорвиголовы» был сравним с небольшим взрывом. Не отходя от кассы, «Комильфо» породило жуткую бучу, известную, как битву «состоятельных парней и нищебродов». Предложив более бюджетные издания (кстати, а как мы докатились до того, что 350 рублей за книгу это дешево, но это уже вопрос к мирозданию), они поступили очень умно. Мы уже близки к тому, что предложение существенно превысит спрос, и упаковки не самых очевидных, но дорогих вариантов для покупки начнут оседать на полках. Возможно, когда-нибудь будет так, чтобы издатели делали часть тиража в формате «премиум», а часть — в доступном, но типографические парадоксы — отличная штука. Напечатать два малых тиража стоит куда дороже, чем один из них, поэтому нынешний подход мне кажется оптимальным. Что остается пожелать? Жадный Хайд просит почаще делать допечатки хитов, а Джекилл хочет «Нимону» на русском! И следить за типографией, чтобы больше не случалось обидных технических ошибок.

Когда начинало казаться, что пирог уже поделен, на рынке появился амбициозный и успешный новичок — Jellyfish Jam. Впрочем, новичком издателя назвать можно с определенной натяжкой. Организовали его люди, давно варящиеся в бизнесе, а группой поддержки выступил один из крупнейших специализированных магазинов страны. Бить решили наверняка: один за другим выходят комиксы Marvel, в которых я продолжаю смыслить почти ничего, поэтому не могу предметно комментировать выбор лицензий (со мной сработал только «Человек-Муравей»), но, глядя на топы продаж и качество изданий, думаю, JJ все делает верно. Мелочь, а приятно: по сравнению с первыми книгами в тех же «Стражах Галактики» существенно улучшилось качество самой печати. Следят, молодцы. Ну и на минуточку: за полгода существования издательство выпустило уже семь книг. Надеюсь, такой подход может помочь наработать финансовую базу, которая позже позволит заниматься и менее очевидными сериями (грубо говоря, идти по пути «Комильфо»). Не поймите меня превратно, против супергероики я ничего не имею, но раз уж нам был выписан аванс в виде «Королев крыс», было бы классно увидеть, например, еще The Wicked + The Divine. И хотя супергеройский перекос меня слегка смущает, в случае чего, за Captain Marvel от JJ я побегу первой.

В XL Media, наверное, хранится кукла-вуду в виде меня, потому что пока что 95% их вышедших комикс-тайтлов попали точно в цель. Мне кажется немного сомнительным намерение издавать гигантскую серию «Спаун», особенно в том дорогом виде, что планируется, но, как обычно, — рада буду ошибиться, да и коммерческие решения издателей не наше, в общем-то, дело. Просто очень не хочется, чтобы издательство зациклилось на издании только «Спауна», «Хеллбоя» и других уже начатых серий, потому что оно в свое время мощно стартовало свежей оригинальной «Сагой», удивив, наверное, всех. Да и выбор других книг: «Жуй», «Гиганты», тривиальным назвать не получается. Я бы не хотела, чтобы XL перестала нас удивлять. Можно обратить внимание на законченные короткие серии и да, было бы круто увидеть их в делюксах, если уж тут наметилась явная тенденция брать по максимуму. Тем более, что некоторые серии так и манят бонусами. Например, все свежие работы Брубейкера и Филлипса известны дополнительными материалами, которые в ТПБ игнорируются. Клянусь, как-то раз мне даже приснилось, что XL издала на русском делюксы Fatal (всего-то два тома!). И я ни на что не намекаю (на самом деле намекаю), но в The Fade Out и Criminal тоже не очень большой объем. Вообще считаю, что Эда Брубейкера у нас незаслуженно игнорируют. Ну а если так уж хочется большую серию — есть еще 100 Bullets. А что, мечтать не вредно. И хорошо еще, что издательство не забывает корни и продолжает заниматься мангой.

Помимо очень больших и просто больших издательств, наш рынок полон и тех, кто занял (или готовится занять) определенные ниши. Zangavar, который раньше занимался только изданиями «для всех возрастов», довольно неожиданно запустил «взрослый» импринт, причем ориентированный на европейские комиксы. Они уже порадовали нас одной книгой Серджо Топпи (а скоро будет вторая) и произвели фурор среди ценителей, анонсировав Мебиуса на русском. Zangavar работает медленно, но качественно, книги у них получаются дорогими и шикарными, но выходят достаточно редко. Они не изменяют постулату «тихо едешь, дальше будешь», а BD сейчас у нас представлено настолько узко, что все карты у них в руках. Мне понравилось, что «Зигфрида» планируют выпустить одной книгой, было бы здорово, если бы иностранные правообладатели и дальше соглашались идти на такие меры, ведь наш покупатель пока не готов отдавать кучу денег за тонюсенькую книжку. *Вспоминает 64-страничный первый том «Мета-Баронов» за 700 рублей, плачет.* До BD у меня почти не доходили руки, но вот благодаря рецензии Димы Андреева одна книга появилась в планах на прочтение. Не знаю, насколько она бы вписалась в издательский план, но почему не предложить. И хотелось бы, конечно, и увидеть обещанные допечатки и продолжения начатых серий.

Чтобы далеко не уходить от BD, поговорим сразу и о «Книжном Клубе Фантастика». Они навечно останутся в моем сердце, как люди, испоганившие обложку «Рек Лондона» Бена Аароновича, но мы сейчас не о книгах. Сначала издательство браво объявило о планах на серию «Реквием Рыцарь Вампир», но потом сдало, испугавшись свастики. Сейчас они пытаются реанимировать проект, припрятав неприглядное ретушью. Посмотрим, что выйдет в итоге. В данный момент в печати находится их первый комикс — «Вика». Цена неизвестна, но есть подозрения, что она будет довольно высокой. Оправдают ли продажи надежды, и продолжит ли «Фантастика» развивать комикс-программу, покажет время. Помимо этого, «Клуб» мегаактивно взялся за артбуки по игровым вселенным, что тоже должно найти отклик в сердцах посетителей комикс-шопов.

Издательства «Рамона» и VD Publishing за прошедший год успешно завершили циклы своих сингл-серий и потихоньку взялись за книги. «Рамона» заявила очень амбициозный проект: не просто выпустить девятитомник «Боун», но и начать им целую антологию (какие еще серии туда войдут — неизвестно). Если кто-то волновался, то зря, может быть, не так быстро, как этого хотели, но второй том «Боуна» скоро выйдет. VD же взялось за «Ключи Локков», который по иронии судьбы слухи раньше приписывали «Рамоне». В данном случае судить о чем-то еще очень рано. Остается надеяться, что оба издательства осуществят свои планы, научившись на ошибках менее успешных коллег. Кто-то сомневается в том, нужны ли вообще маленькие издательства-энтузиасты, а я считаю, что ответ однозначно положительный, хоть риски не увидеть серию до конца и велики. Но они уж точно приложат все усилия. Хватило бы сил и денег.

В Беларуси последовательно продолжают издавать итальянские комиксы, но, к сожалению, «Дьяволик» в твердом переплете не возымел должного эффекта. Главное, что это не привело к закрытию, другой «Дьяволик», уже в мягкой обложке, нашел своего читателя, да и «Дилан Дог» никуда не делся. Кроме того, новое, неизвестное пока издательство, судя по всему, тоже родом из Минска, подмигнуло выпуском «Карателя». Ну, давайте. И тогда уж и про Джессику Джонс. И скажите, как вы называетесь!

«Апельсин», «Палма пресс» и Illusion Studios так же, как и SO, полностью посвятили себя изданию серий одного типа. Продукты у них очень нишевые, но выходят относительно регулярно и успешно нашли свою аудиторию. «Палма» так вообще пережила склоку с «Фабрикой комиксов», что для небольшого издательства сравни подвигу. Третий том «Эльфквеста» скоро порадует поклонников серии своим появлением на свет. «Апельсин» завязал с синглами и перешел на ТПБ, но в целом ничего не изменилось: издают нормально, стоит приемлемо, продается среди знатоков хорошо. А что еще для счастья надо? Illusion Studios продолжает заниматься «классической» черепашьей серией, выпустило три книжки и вот-вот соберет средства на издание своего первого хардкавера. И пусть серию «Палео» постигла неудача, черепахофанов оказалось непросто сломить. Кто бы мог подумать, что это коммьюнити так сильно.

Королевой авторских комиксов была и остается «Бумкнига». В этом году активность издательства пошла на спад, от одного тайтла пришлось отказаться, а пару других отодвинуть, что не помешало руководству заниматься любимым делом и успешно провести, например, очередной «Бумфест», пригласив зарубежных авторов и в честь этого выпустив на русском их произведения. Альтернатива нужна всегда, а комиксы «Бумкниги» — самая альтернативная альтернатива, что мне встречалась. И это хорошо. И это нужно. И пускай будет больше. А еще в этом году по книге из примерно той же серии вышло у «Белой вороны» («Джейн, лиса и я»), Corpus («Здесь») и «Изотеки» («Эмиль и Софи»). Сюда же авансом зачислим «Белое яблоко», которое планирует выпустить «Понимание комиксов».

«Изотека» также помогала издавать «Доктора Люцида» и «Фронтира», но их авторы в итоге решили организовать свою собственную студию. Если уж говорить об авторских комиксах — полностью завершен «Серафим», которого вскоре планируют переиздать в виде сборника и даже представить в США, наполовину (4 из 8) напечатан самый самобытный русский комикс «Боровицкий» Ивана Ешукова, довольно резво стартовал «Баки». Live Bubbles и SPb Comics тоже не забывают свои проекты, а еще к этой компании присоединился Alt Graph, выпустивший работы Аскольда Акишина, Евгения Яковлева и Максима Шараева (не забрасывая и другие свои серии, за что отдельный плюсик). Нельзя не вспомнить сборник «Цветы зла» по рассказам Андрея Платонова, объединивший несколько известных и не очень российских авторов. Итого можно сделать вывод, что дела с русскоязычными авторскими комиксами стали обстоять лучше. Но не идеально. У серий до сих пор нет четких графиков и боюсь, их аудитория настолько мала, что все это делается скорее для души. Душа это хорошо, прекрасно и благостно, но можно ли в таком положении говорить о той самой «российской комикс-индустрии», не впихивая ради удобства в это понятие и переводные произведения? Не сейчас. Но…

Мы не поговорили о BUBBLE, а как без этого. Белый кит, вот уже более трех лет дрейфующий в водах российского рынка, пожирает все больше и больше планктона. Если еще год назад было понятно, что ни у одного другого издательства не хватит сил тягаться с «Бабблом» на поле русского мейнстрима, то о чем может идти речь сейчас, когда все еще стабильно выходят шесть ежемесячных серий, появился ежеквартальный детский комикс, сделали кроссовер, фигурки, артбук, карты, настольные игры, вышли на комиксолоджи и даже собираются снимать кино. Я не успеваю следить за всем, но то, что читаю, действительно неплохо (или стало лучше). Бубнить и придираться, конечно, можно, но для этого надо отдельное место и детальное изучение всех серий, а я сейчас к такому не готова. Например, после давнишнего материала про «Красную Фурию» с огромным удовольствием больше не взяла в руки ни одного номера, да простят меня все. В чем я уверена — в BUBBLE работают люди достаточно умные, чтобы не расслабляться. Подумайте сами, очень легко можно возлечь на лаврах, не имея прямых конкурентов. Тем приятнее и поразительнее видеть рост. А расти всегда есть куда. Но вообще, конечно, «русскому Marvel» очень нужен «русский DC». Для баланса. А потом, даст бог, и «русский Image» подтянется.

Но снова вернемся к изданию зарубежных комиксов. Если вы думаете, что везде у нас сплошная радуга и бегают пони с шелковистыми гривами, то вы ошибаетесь. К сожалению, несколько издательств подводят этот город. И если «Белый Единорог» после прошлогодних неприятностей отряхнулся и воспрянул, найдя удобную для себя нишу артбуков и ведьмачье-чужих комиксов (а что еще делать, когда Франкавилла не рисует «Черного жука»?), то, например, «42» все больше удивляет. Да, мы все знаем, что издавать русские авторские комиксы — дело почетное и важное, мы это уже обсудили, но вопрос, волнующий миллионы: «Что с «Ходячими?», не может не возникнуть при упоминании «42». Когда я увольнялась с должности продавца в магазине комиксов 1 мая 2014 года, мы как раз приняли свеженькую стопку второго тома. Сегодня 13 ноября 2015-го. И вроде скоро будет том пятый. Учитывая популярность бренда и, наверное, единственное мудрое решение — выпускать серию «дешево и сердито», в ТПБ (она ведь еще и черно-белая!), стоит ли удивляться, что при появлении очередной книги все чарты продаж проламываются? Даже АСТ уже подсуетилось и выпустило три текстовые книги по миру Мертвецов. «Хэллбой» и «Блэксэд» потеряны, «Неуязвимый» выходит в час по чайной ложке (кажется, о втором ТПБ и речи не идет), даже те самые русские комиксы, которые божились выпускать раз в 42 дня, и те куда-то пропали. Понятия не имею, что происходит внутри издательства, но со стороны все выглядит очень стремно.

Другое издательство, которое вобще-то занимается книгами, но одно время вовлеклось и в комиксы, «Амфора», вообще стухло. Да, они с грехом пополам (простите за тавтологию) завершили серию «Город грехов», пообещав когда-то давно переиздать ее в «более лучшем» виде. Потом вышли «300», а потом неописуемое нечто «Я, Франкенштейн», само существование которого наука объяснить бессильна. А уж то, как это издание добиралось до читателей, вообще достойно отдельного эпизода в «Секретных материалах». И все бы ничего, комиксов нам хватает, но не отпускает вопрос, а какие приобретенные лицензии упокоились вместе с «Амфорой»? Издадут ли их рано или поздно? Если да, то в каком виде? Если нет, то когда они вернутся на рынок? А вдруг там что-то хорошее?

Viverra makes me cry. Мы все с большим энтузиазмом встретили новое издательство, которое а) взялось за Valiant; б) взялось за «Восток Запада». Их первая книга «Рай» вышла под самый занавес 2014 года, «Восток» последовал чуть позже. И уже много месяцев никаких известий кроме смутных обещаний и озлобленных ответов в «Вконтакте» (впрочем, их почистили, а комментарии в группе вовсе закрыли). Понятное дело, что вопросы «акогдаакогда» задевают за живое, и от хорошей жизни не было бы такой долгой паузы в выпуске книг, и что не все напрямую зависит от издателя, но если обещанных в ноябре новостей нет, то зачем удивляться, если клиенты возмущены и не желают больше завтраков? И ведь даже никто не просит подать новые книги прямо сейчас, а хотя бы держать в курсе событий. Насколько я поняла, сейчас в «Виверре» проходит некая реструктуризация. Надеюсь, что это приведет к ожидаемому всеми результату. А может, стоит задуматься над тем, чтобы отдать одну из лицензий (ту, что от Image) XL Media, которая уже приютила артбук «Белого Единорога» и «Из ада», который планировала выпустить «Бумкнига»? Если XL захочет, конечно.

Стоит ли вообще говорить о SALBEN и Sudden Dragon, которые так и не перешагнули черту третьего (и даже второго) номера своих серий? Лол. И— ирония. Предыдущее предложение я написала еще в понедельник, а в ночь на вторник в группе Sudden Dragon появилась прощальная запись. Теперь уже точно одним издательством стало меньше. А еще было Talking Head (который все обещает-обещает, но с 2013 (!) года никак не родит продолжение «Мета-Баронов») и Gagarin’s Rocket. Разве что у Khan Comics вышла (но еще не дошла до России) пара первых номеров новых серий, планируется еще одна и продолжение «Сказок», но пока они не перевалят рубеж хотя бы в три штуки, судить о чем-либо рано, поэтому я решила временно не переносить это издательство выше по тексту.»

Полный текст: РосКомНадзор 50

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s