Рецензия: Вечные

1447103217_arre-jhnx70

Если ты интерн в городской больнице, работаешь в бешеном ритме и сутками не спишь, то появление различных странных снов и галлюцинаций – только вопрос времени. В этих повторяющихся видениях ты видишь порожденных бредом существ, слышишь невероятные истории, но не придаешь, до поры, до времени, этому особого значения. До тех пор, пока перед тобой не появляется незнакомец, начинающий сочинять сказки про то, что ты – бессмертное существо, созданное пришедшими из глубин космоса Небожителями миллионы лет назад для защиты Земли. Ну как не сдать такого в психушку? Правда, после этого странности из твоей жизни никуда не денутся, более того, они изменят т.н. нормальную жизнь, превратив ее в битву за спасение мира.

79304-100012-eternals

Все описанное случилось с Марком Карри, героем «Вечных» — вторым и последним плодом сотрудничества Нила Геймана и издательства «Marvel». Тут возможна некоторая путаница, потому что Вечными зачастую называют героев комиксов «DC Comics», семейку бессмертных, включающую в себя Песочного Человека, Смерть, Сумасшествие, Судьбу и прочих занятных персонажей – и с ними тоже работал Гейман. Но Марвеловские Вечные совсем другие. В 1975 году их придумал легендарный Джек Кирби. В основу сюжета, скорее всего, легли книги Эрика фон Деникена и находящиеся на пике популярности теории о палеоконтактах в далеком прошлом. По версии Кирби, сначала на Землю пришли огромные и всесильные Небожители, создавшие не только Вечных, но и Девиантов, существ из горячечных галлюцинаций, быстро вышедших из-под контроля и завоевавших мир. В этой легенде присутствует некая эсхатологическая путаница – например, то Девианты служат для Небожителей буквально пищей богов, то боготворят их и возносят молитвы.

1960673-detail___copy__2_

Так или иначе, эта легкая неразбериха перекочевала и в историю Геймана, перед которым издатели поставили задачу как-нибудь вписать весь этой космологический паноптикум во Вселенную Марвел. Этого в свое время не удалось сделать Кирби (и не ставившему перед собой подобной задачи), из-за чего серию, не бившую рекордов продаж, закрыли после девятнадцатого выпуска. Вместе с художником Джоном Ромитой-младшим, любовно сохранившим оригинальную стилистику Джека и добившегося совершенно невероятных результатов, вырисовывая гигантские фигуры Небожителей и их фантасмагорические конструкции, Гейман перенес действие в наше время, рассказав очередную «историю пробуждения». Это когда герой живет совершенно обычной жизнью и считает себя заурядным обывателем, а потом открывает в себе невероятные способности, вспоминает свое прошлое и с удивлением обнаруживает, что он не одинок – вокруг полно таких же «спящих», чье пробуждение вот-вот должно совпасть с концом света. И надо выбрать, на чьей ты стороне и что будешь делать со своей силой и бессмертием (ведь оно реально, что и было продемонстрировано на примере Айка Харриса/Икариса, прошедшего через огонь, воду и кислоту), когда мир вокруг пошатнётся.

EternalsG

Идея не нова, Гейман и сам ее охотно использовал в тех же «Американских богах». Как не нова и идея о бессмертном существе, заключенном в теле ребенка («Дневники вампира», например) и не способном получить «взрослые радости», что приводит к невероятным страданиям, превращающим его из мелкого пакостника в причину многих серьезных проблем. Остальные типажи тоже достаточно традиционны – тиран, всесильный бог в образе бродяги с замашками Одина, беспамятная богиня, странствующий воин, — но вместе они образуют неплохую команду героев и злодеев (впрочем, это, как мы видим, совершенно условное деление). Странно, что такой профессионал, как Гейман, не смог обойтись без откровенного трэша – в «Вечных» фигурирует бывшая республика СССР, называемая…Ворожейка (сработал надмозг переводчика?), в столице которой из окон виден Храм Василия Блаженного, а порядки не многим лучше, чем в Северной Корее. Может быть, это отсылка к эпохе «холодной войны», когда был создан оригинал истории? Да, и если на обложке указано авторство Нила, можно смело ждать присутствия в сюжете либо геев, либо прочих ЛГБТ. Вскользь, но их обязательно упомянут – такая вот авторская фишка.

545224-etrnlsv2006_cov

Справился ли именитый автор с задачей вписать Вечных в мир «Дома Идей?». Одним из итогов фантастических событий, основанных на научной фантастике «новой волны» и набирающей силу эзотерике семидесятых (идея об одушевленной Земле и защищающих ее силах) стала гигантская фигура Небожителя, застывшая в парке Сан-Франциско, а также контакты с Железным Человеком и Хэнком Пимом, эпизодическое появление Галактуса и Наблюдателя с Луны. Но, как и упомянутый не раз закон о регистрации супергероев, доказавший в очередной раз свою бесполезность и абсурдность, эти обстоятельства, скорее, только подчеркивают самобытность этого сюжета и невозможность уложить его в привычные «марвеловские» рамки. Скорее, это привычному миру Marvel придется вписываться в реальность Вечных. Гейман и Ромита уловили дух «классических» комиксов и передали его в атмосфере, более подходящей для сегодняшних читателей (финал Спрайта и разговоры о будущем сына Тены вряд ли были бы возможны в те годы). И пусть «Вечные» грешат некоторой вторичностью и неоднозначностью, это захватывающая история, соединяющая фантастику и философию и затрагивающая действительно вечные темы.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s