Рецензия: V — значит Vендетта. Абсолютное издание

978-5-389-04534-7

На момент создания этой книги 1997 год еще не наступил, поэтому события романа, начавшиеся как раз в указанное время, его авторы рассматривали как негативный и вполне реальный прогноз о совсем недалеком будущем Англии. Теперь же это скорее альтернативная реальность – не «случившееся», а «могло бы быть в какой-то параллельной Вселенной». Извечный страх Алана Мура перед ядерным Апокалипсисом воплотился здесь в полной мере, уничтожив привычный уклад западной цивилизации. Голод, разруха, страх. Как вариант выхода из кризиса – откровенно фашистский режим, тотальный контроль над умами и поиск «виновных» во всех бедах («цветных», геев, инакомыслящих) с последующим помещением их в концлагеря и уничтожением. Но голод и разруха все-таки побеждены – остался только страх, который легко заглушить мощным голосом пропаганды, дурацкими сериалами и шоу. Лозунг «Англия превыше всего» – вот что доминирует в сознании масс. Для многих эта ситуация стала вполне приемлемой сделкой с совестью – хорошо сидеть в тишине и покое, не замечая, как вдалеке дымят трубы крематориев. Это продолжается до тех пор, пока однажды, в день Порохового Заговора, здание Парламента не взлетает на воздух (как и планировали заговорщики в 1605 году) под живописный фейерверк, а люди из руководства страны не начинают умирать от рук загадочного террориста в маске Гая Фокса, склонного к излишней театральности и явно кому-то за что-то мстящего. Вот только ограничится ли эта месть определенным кругом виноватых или раскинется на всю страну, повергая ее в анархию, которая и видится этому «мстителю» абсолютной свободой?

978-5-389-04534-7_r1

«V – значит Vендетта» по праву занимает высокое место в списке лучших графических романов всех времен, деля его с «Хранителями», еще одним шедевром Алана Мура. Но, если отбросить культурологические споры и сконцентрироваться на влиянии среди читательских «масс», то история о мстителе V явно выбивается вперед — название романа стало нарицательным, а маска Гая Фокса превратилась в символ анонимности и свободы нового времени даже среди тех, кто комиксов в жизни в руки не брал (а вот Роршаха и Доктора Манхеттена косплеят разве что фанаты на фестивалях и конвентах). Правда, идеи под этой маской отстаивают порой совершенно дурацкие, скрываясь за ней, чтобы написать в Интернете высокопарную чушь или откровенные оскорбления, от расправы за которые в реальной жизни никакая маска не убережет. Но факт остается фактом – V остается востребованным персонажем, его идеи пошли в народ. Но почему – разве мы имеем дело с откровенно фашистскими режимами? Предрекая их пришествие, Алан Мур и художник Дэвид Ллойд выступили не лучшими пророками, предсказав поражение консерваторов на ближайших выборах 1982 года — в результате консерваторы победили и правили еще очень долго. Так что дело явно не в одиозном строе.

978-5-389-04534-7_r2

Дело в самом персонаже? Но V далеко не однозначный герой. Он явный шизофреник (если не откровенный маньяк), в голове у него каша из философии и того, что принято называть «классической культурой». И он одинок, но даже Иви, единственного человека, с которым он смог сблизиться, готов переломать и принести в жертву ради своей борьбы за Идею, способную побороть Идеологию. Но в анализе его личности как раз и кроется один из главных вопросов книги. Был ли он таким изначально, до того, как попал в лагерь и стал жертвой садистских экспериментов, или это Система с ее бесчеловечностью исказила его психику? И только ли фашисткой идеологии свойственна подобная бесчеловечность – или это тот необходимый откуп, который «широкие массы» должны платить за стабильность любой Системы, не важно, за ширмой какой идеологии она скрывается? Мур и Ллойд, может быть, не лучшие пророки, но отличные социологи, они проницательны и беспощадны, выискивая в структуре Общества характерные, «вечные» типажи – злодеев, скрывающиеся под маской благодетелей, служителей церкви, говорящих о добродетели и тут же потакающих своим «маленьким» грешкам, диктаторов, вкусивших наркотик Абсолютной Власти и не способных жить без него. Обывателей, верящих всему, что показывает телевизор – и тут же готовых мародерствовать и крушить, если телевизор вдруг замолчит, больше не заглушая внутренний голос. Тех, кто призван поддерживать Власть, упиваясь ею и наглея от вседозволенности – и при малейшей оплошности того, кто сверху, стремяшихся эту Власть подмять под себя, запуская новый круг жестокости: пытки, репрессии и устранение «несогласных» ради блага и личной выгоды. Всем этим людям здесь уготована роль костяшек домино: их можно выставить в ряд или составить из них гармоничный рисунок, но, стоит только одной из них упасть, и она увлечет за собой все остальные, что, в итоге и происходит.

scrn_big_02

«V – значит Vендетта» провоцирует на эти и другие вопросы своей неоднозначностью, многослойностью образов и символизмом. Может быть, вопросы лишние и надуманные: сами авторы, когда над их книгой нависла «угроза» (по версии Мура, прочитавшего сценарий) экранизации, всячески открещивались от того, что в их истории идет речь о неких глобальных исторических процессах, настаивая на том, что это «чисто английский роман», жесткая сатира на конкретный политический строй. Не исключено, что так оно и есть. Вот только очень трудно избежать «ненужных» сравнений, когда в самом начале романа читаешь положительные (это когда у «нас» все хорошо) и отрицательные (это когда у «них» все плохо) новости, задающие тон пока еще ничем не приметному пятому дню ноября 1997 года. Лично для меня роман Мура и Ллойда в своем отображении «общества грядущего» напрямую связан с другой классической книгой, «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдбери, которую сейчас страшно читать из-за обилия сбывшихся пророчеств, из-за ощущения безрадостного будущего, которое люди сами охотно выбирают, спасаясь от опасностей внешнего мира, реальных или мнимых, но прекрасно подходящих для манипуляций массовым сознанием.

v-cover_1

Отдельно стоит поговорить о рисунке Ллойда. Зачастую статичные, повторяющиеся кадры задают мощное эмоциональное напряжение, словно немые кадры кинохроники; пейзажи и видовые зарисовки, вроде бы, к сюжету отношения не имеющие, подчеркивают единство места и истории, разворачивающейся на довольно безысходном фоне. Почти одинаковые лица статистов, болезненное обилие желтого и голубого цветов (впрочем, это заслуга тех, кто раскрашивал изначально черно-белый комикс, многими почитаемый за эталон), рисунки «во весь лист», тяготеющие к стилистике классической книжной иллюстрации. Темнота переулков и людских душ, лондонский смог, зарево взрывов, ЛСД-трипы, уличные манифестации и бесконечные афиши с лицами давно умерших актеров – и маска Гая Фокса, единственное «лицо», способное здесь на улыбку. Второй раз эта книга пришла к российским читателям в виде «абсолютного издания», богатого на тиснение, суперобложку, увеличенный формат, обширные комментарии, раскадровки, интервью с авторами, а также содержащего несколько не вошедших в предыдущие публикации рисунков между главами. Все для того, чтобы один из самых неординарных и, безусловно, гениальных графических романов смог произвести должное впечатление. Будем помнить, друзья, пятый день ноября…

www.azbooka.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s