Рецензия: БРПД.1946

yh-N01ypxxA

23 декабря 1944 года – одна из знаковых дат в истории комиксов. Именно тогда, в неспокойной шотландской ночи, в результате мистического ритуала, проведенного Григорием Распутиным и нацистскими оккультистами, в наш мир было призвано существо из Ада, с помощью которого руководство Третьего Рейха планировано переломить ход войны. К счастью, существо попало в руки союзникам, и профессор Тревор Бруттенхольм (представлявшийся для краткости как профессор Брут) взял краснокожего паренька с рогами к себе на воспитание. Пройдут годы и выросший Хеллбой станет одним из лучших агентов созданного его приемным отцом Бюро Расследований Паранормальной Деятельности и начнет активно бороться с нечистью во всех ее проявлениях. Но, разумно предположить, что работа Бюро не ограничивалась только приключениями Хеллбоя и его друзей, Эйба Сапиена и Лиз Шерман – еще в то время, когда ребенок из ада весело бегал за курицами где-то в американской пустыне, Брут уже занимался борьбой с происками сил зла. Кое-что об этой сверхсекретной деятельности мы узнаем из серии комиксов «БРПД», ставшей спин-оффом культового «Хеллбоя» Майка Миньолы.

194737

Еще одна дата, ставшая отправной точкой истории Бюро – 1946 год. Германия пала, Берлин разгромлен и поделен на союзнические сектора, жители города влачат жалкое существование. Именно сюда прибывают профессор Брут и доктор Говард Итан (на тот момент, надо думать, единственные сотрудники БРПД), чтобы найти и сохранить секретные бумаги ученых Третьего Рейха, связанные с многочисленными проектами, в которых так или иначе были задействованы мистические ритуалы и потусторонние силы. Рутинное перебирание бумажек, впрочем, скоро закончится, когда они наткнуться на заброшенную психиатрическую клинику и начнут распутывать клубок жутких событий, происходивших в ее стенах. Сотрудничать им придется не только с родной администрацией и военными, но и с союзным комитетом мистики и эзотерики СССР, управляемым странноватой девочкой Варварой, не расстающейся со своей куклой Катей и славящиеся умением вести допросы.

194738

Рассказывая о еще одной кровавой и безнадежно-жестокой попытке «окончательного реванша» со стороны проигравших нацистов, автор «БРПД» Джошуа Дайсарт стремится придумать абсолютно оригинальную историю, в которой, однако, нашлось бы место для множества отсылок к основной Миньоловской серии, вносящих отдельные монолиты в прочный фундамент вселенной Хеллбоя. Так что те, кто уже ознакомился с вышедшими на русском языке книгами «Семя разрушения» и «Восхождение дьявола», не будут испытывать вопросов, встречая на страницах комикса вампира Владимира Джуреску, истеричную голову фон Клемпта и его боевых горилл, упоминания проекта «Рагнарек» и досье живого и здорового, несмотря на давние события в доме графа Юсупова, Распутина. Кстати, раз уж речь зашла о «наших»: как и Миньола, Дайсарт активно задействует, как ему кажется, факты из русской истории, правда, прибегая порой к совершенно неоднозначным трактовкам, отчего некоторые суждения его героев могут русского читателя покоробить. К примеру, советские войска названы «армией насильников», «убивающие детей» русские солдаты представлены типичными для зарубежного масскульта злобными чучелами с автоматами и в ушанках, отдельно доставляет краткое изложение биографии Петра Первого и заявление о том, что Сталин восхищался Гитлером. Варвара же, маленькое чудовище, способное по локоть извозиться в крови с радостной улыбкой на лице, при этом не измазав старомодное платье, вызывает ассоциации с больными фантазиями Ильи Масодова, хотя его влияние на авторов «БРПД», по понятным причинам, более чем сомнительно. Но оставим эти трактовки на совести автора – во всем остальном Джошуа показательно-убедителен, создавая наполненную экзистенциальным мраком историю, объединяющую буйные фантазии и аллюзии на реальные исторические события — немцы на самом деле хотели отправлять в сторону Америки ракеты с зараженными крысами, здесь же грызунов сменили на…хотя, обойдемся без спойлеров. И, если Миньола в своей серии активно задействует персонажей мировых религий, сказок и легенд, играя пророчествами и создавая целостный мифологический образ, то его коллега больший упор делает на воссоздание типичной лавкрафтовской атмосферы с ее леденящим, иррациональным ужасом. Что же, узкие коридоры, огромные залы лабораторий, залитые неживым светом, темные подвалы, наполненные тревожными шорохами, руины некогда величественного Берлина, монстры, как люди, так и вампиры (причем первые своими поступками доказывают явное первенство) и рисунок Пола Азасета (отталкивающегося от фирменной стилистики Майка с его склонностью к упрощению форм и гротеску вкупе с обилием теней) ему в помощь.

194739

«БРПД. 1946» — не просто «фанатская» вещь. Это книга, которую с интересом прочтет и поклонник Хеллбоя, и тот, кто никогда о нем не слышал, но любит пощекотать себе нервы, погружаясь в тайны сверхъестественных событий и криптоистории. Сильно, жестко, захватывающе. Оригинальные обложки Миньолы, зарисовки, отразившие этапы создания персонажей от идеи до финальных вариантов, послесловие Дайсарта и обширные комментарии, помогающие расставить все точки над «и» — очередное безупречное издание от «Xl Media», получающее однозначные рекомендации.

XL Media

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s